История доминирования конгломератов в японской промышленности

Каждая кейрецу (японский конгломерат) может иметь до 30 дочерних компаний — от пивоваренных заводов до производителей камер и автомобилей.

Что общего между пивоварней Sapporo, Nissan, Yamaha и Canon? Все они объединены в один конгломерат. Как насчет Sony, Fujifilm, Suntory Whisky и Toshiba? Еще один конгломерат — он строит компоненты из углеродного волокна для Dodge и Boeing. В целом восемь подобных конгломератов доминируют в японской промышленности и значительной степени в мире, и вы используете их продукты каждый день.

Их называют кейрецу, монолитные конгломераты в отличие от любых других. Уникальная для Японии, каждая кэйрэцу может иметь до 30 компаний, разбросанных по огромному спектру отраслей. Продовольственные компании, бумажные фабрики, автомобильные компании, операторы, киностудии, горнодобывающие компании, недвижимость, фармацевтика, пивоваренные заводы, винокурни, металлургические заводы, железные дороги, судоходные линии, розничные магазины, атомные электростанции, производители одежды, телевизионные вещатели, компьютерные комплектующие, страхование жизни, строительство, нефтяные компании, видеоигры, реактивные истребители и авиалайнеры, все они тесно переплетены, чтобы приносить пользу друг другу бесконечно. США рассматривают такую структуру в корпоративной Японии как препятствия для свободной торговли между странами. Американские дипломаты прилагают много усилий для взлома автомобильного и сельскохозяйственного рынков Японии, в частности.

В отличие от Европы, Япония не использует официальные квоты и тарифы, чтобы не пускать иностранных конкурентов; они используют скрытые соглашения, обязательства и договоренности, японский бизнес по-прежнему ведется в закрытом и сетевом режиме, что выгодно для инсайдеров и сильно ограничивает в действиях крупных иностранных игроков.

Но американские дипломаты и международные СМИ постоянно оказывают давление и характеризуют японскую систему кэйрэцу как проблему. И сейчас современная ситуация такова, что кэйрэцу как организационный метод переживает свои последние моменты.

Keiretsu существует как сеть отраслей, с односторонними и двусторонними соглашениями, поддерживающими друг друга в деловых сделках и разделяющих временное бремя, которое могло бы вызвать нестабильность для группы. Функционирование этих отношение с течением времени можно классифицировать на две группы. Существуют вертикально интегрированные кейрецу, такие как Toyota Group, в которой сильная материнская компания делится рабочей силой, контрактами и пакетами акций с более мелкими компаниями, которые существуют в основном для поставки материнской компании или распространения ее продуктов. Сделки внутри кейрецу Toyota Group будут в основном заключаться между Toyota, материнской компанией и другой компанией, такой как Daido Steel для Toyota, Idemitsu Kosan petroleum для Toyota и так далее. И в условиях экономического спада Toyota будет переводить сотрудников в другие компании внутри кейрецу, а не увольнять их или урезать зарплату. В кейрецу, в качестве членов так же есть банки, хотя они имеют меньшую тягу в вертикальной интеграции.

Горизонтальные кейрецу вращаются вокруг банков. И в основном банки, владеют и управляют акционерным капиталом мелких компаний. Это кейрэцу, где характерно огромное количество компаний во многих отраслях, которые практически не имеют ничего общего друг с другом, таких как Fuyo Group, Sanwa Group, и др. Горизонтальные кэйрэцу также делятся сотрудниками, как вертикальные кэйрэцу. Hitachi может временно передать инженера в другую компанию, комплектующие детали которой Hitachi будет использовать в готовом продукте, или может перевести туда сотрудника на постоянной основе. Руководители также часто переходят из одной группы в другую, поэтому совет директоров Nissan может состоять из бывших руководителей Yamaha, Sapporo и Canon, помимо других, и бывшие руководители Nissan также будут входить в советы директоров этих компаний. Это может быть единственное изменение карьеры для работника; Японские сотрудники часто работают в одной компании на всю жизнь.

Кейрецу произошел от конгломератов до Второй мировой войны, называемых дзайбацу. До войны дзайбацу были структурированы таким же образом, как и другие централизованно контролируемые группы по всему миру. В других странах мира крупные компании полностью или частично владеют дочерними компаниями, централизованно, с материнской компанией во главе. Например, в то время General Motors владел и управлял Frigidaire, Delco Electronics и North American Aviation.

«Однако оккупация США разрушила дзайбацу при помощи своего проверенного способа по «демократизации», и холдинговые компании стали незаконными в Японии с тех пор и до 1995 года, — поэтому децентрализованная сетевая организация кейрецу происходит из исторического поражения Японии во второй мировой войне.

Японские группы уникальны тем, что родство не было основным организационным принципом. В других местах, таких как корейские чеболи и индийские и тайваньские конгломераты, которые связывают азиатский бизнес с семейными узами, родство является наиболее важной основой для групповой организации. Лояльность в кейрецу вместо этого основана исключительно на бизнесе. Так, как сотрудники Nissan на вечеринке в компании пили пиво Sapporo, точно так же, как сотрудники Mitsubishi пили пиво Kirin. Лояльность в кейрецу является одним из последних остатков разрушающейся системы.

«После того как лопнул пузырь на фондовом рынке и начался длинный перманентный экономический спад в Японии (с 1990 по 2003 падение фондового рынка произошло более чем в 5 раз!) , экономическое состояние Японии сильно ухудшилось, на горизонтальные группы обрушился шквал критики, их обвинили в неспособности реструктурировать и возобновить стабильный рост японской экономики. Склонность к разделению рисков внутри группы — банки и основные производители, помогающие проблемным филиалам, — воспринималась как серьезное препятствие для экономической эффективности. Компании «Зомби» остались на плаву, когда их следовало закрывать.

С тех пор кейрецу становится все более похожим на другие конгломераты. Некоторые, такие как Toyota, сразу же превратили свои ближайшие филиалы в вертикально интегрированные компании.

Сейчас по состоянию на 2019 год Кэйрэцу — это бледные тени того, чем они были раньше, многие японцы скажут, что они вообще исчезли. С другой стороны, большая часть японской деловой активности все еще имеет вид кейрецу, даже если группы как таковые в основном исчезли.

financial-news24.ru

Подписка на новости


 

Поделиться с друзьями

Оцените статью

Информация на этой странице была для вас полезной?

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Добавить комментарий