Экономические пузыри

Сколько бы вы заплатили за букет тюльпанов? Пару долларов? Сто долларов? Что насчет миллиона долларов? А сколько бы вы отдали за дом или за долю в интернет-магазине, который продает товары для домашних животных? В различные моменты времени тюльпаны, недвижимость и акции продавались намного дороже, чем они на самом-то деле стоили. В таких случаях цена росла, а затем быстро падала. Экономисты называют такие явления пузырями.

Что такое экономический пузырь?

Давайте для наглядности разберем пример с тюльпанами. XVII век считается золотым в Голландии. К тридцатым годам Амстердам стал крупным портом и торговым центром. На голландских кораблях в Европу в огромном количестве поставлялись специи из Азии. Столица Голландии наполнилась самостоятельными купцами и торговцами. Они демонстрировали свое благополучие, проживая в домах, окруженных цветами. Один из видов цветов пользовался самым высоким спросом. Тюльпаны были завезены с востока и считались экзотическими цветами, которые было очень трудно выращивать, так как они могли не цвести несколько лет. Но вспышка вируса пестролепестности тюльпанов сделала их еще более красивыми. Окрасила лепестки в разноцветные, подобные пламени штрихи. Такие тюльпаны встречались реже, чем обычные. И цены на них начали расти. А вместе с этим и популярность тюльпанов в целом. В скором времени эти цветы стали национальной сенсацией.

Подобное явление начинается с ростом цены в совокупности с готовностью людей тратить немалые суммы за что-то, действительная стоимость чего намного ниже. В 1990 году акции некоторых интересных компаний стали новыми тюльпанами семнадцатого века. Всем хотелось взять свой кусочек. Чем больше людей были готовы отдать деньги за тюльпаны, тем выше могла подняться цена на них. Был период, когда одна луковица продавалась за десять годовых окладов квалифицированного ремесленника.

На фондовом рынке цены на акции формируются на основании спроса и предложения инвесторов и, как правило, растут, когда ожидается, что компании будут зарабатывать больше в будущем. Тогда инвесторы могут начать покупать еще больше акций, поднимая цены еще выше из-за увеличения спроса. Это может вызвать негативный эффект. Если все больше инвесторов будет подключаться к этому процессу, то цена станет гораздо выше действительной стоимость, и образуется пузырь. Но он может легко лопнуть, когда придет коллективное осознание того, что цены акций или тюльпанов намного превышают их значимость. Так и произошло в этих случаях: спрос внезапно исчез, цены обвалились до минимумов, пузыри моментально лопнули и рынок рухнул.

Сегодня ученые проводят серьезную работу, пытаясь предсказать появление экономических пузырей и понять, как их избежать. История о тюльпанах является эффективной иллюстрацией принципов работы пузыря и может помочь нам лучше разобраться в особенностях его образования.

Экономика всегда будет проходить фазы подъема и спада, и, пока мы ожидаем следующего лопнувшего пузыря, почему бы не побаловать себя букетом тюльпанов и не насладиться тем, что мы не обязаны отдавать за это целое состояние?

financial-news24.ru
Поделиться с друзьями

Добавить комментарий