Изучение человеческого капитала начиналось с Адама Смита


Жан Б. Сей, пытаясь соединить взгляды Уильяма Петти (1623-1687) и Адама Смита в изучении экономических аспектов человека начинает новое направление и причисляет капитал к материальным продуктам человеческого труда. Ученый трактует «человеческий капитал» как приобретенные и полученные умения человека, которые используются при материальном или нематериальном производстве, а также акцентирует внимание на знаниях, которые передают научные работники, повышая, таким образом производительность труда тех, кто получает услуги. Разработанные Жаном Б. Сеем (1767-1832) теоретические положения производительного труда, представленные в «Трактате о политической экономии» (1803) сводятся к представлению нематериального эффекта, ведь «лекция, которую использует студент является нематериальным продуктом; однако потребление этого продукта повышает уровень знаний студента, а индивидуальные навыки представляют вид капитала, из которого студент будет получать прибыли, а значит ценность лекции накопленная и преобразованная в капитал», Трактуя учебу в категориях производительности, ученый утверждает, что добытые знания являются формой накопленного человеческого капитала, который может быть лишь частично, а не полностью передан другому человеку. Он считает, что источником формирования человеческого капитала являются разные формы учебы, в частности воспитание в семействе, учеба в школе, учеба во время выполнения труда и получения навыков. Ученый трактует человека как «нематериальный капитал», что в дальнейших исследованиях стало основой для отделения факторов труда и капитала, выделения материального (физического) капитала. Таким образом, утверждения ученого о гомогенности капитала нашли последователей, что четко отображено в экономическом уме во второй половине XX столетия.

Цитаты великих людей
Каждое утро, когда я просыпаюсь, и творю молитву, я смотрю на предстоящий день, как на последний в жизни, и готовлюсь выполнить все свои обязанности, уже устремляя взор в вечность. А вечером, когда я опять возвращаюсь в свою комнату, то говорю себе, что должен благодарить Бога за лишний дарованный мне в жизни день. Это единственное следствие моего постоянного сознания близости смерти, как расплата за свои убеждения. И порой я ясно чувствую, что должен наступить день, когда замысел убийцы, наконец, удастся.
Петр Столыпин

Свое развитие теория Жана Б. Сея приобрела в экономическом мнении представителей исторической школы, которая возникла в Германии в середине XIX в. и которую возглавил Фридрих Лист (1789-1846). Ученый отмечал ключевое значение накопленных человеком в течение всей жизни знаний, умений и способностей в формировании «национальных возможностей производства», отбросив «смитовское» представление производительного труда. Фридрих Лист в своем труде «Национальная система политической экономии» (1841) представляет людей науки, искусства творцами производственного потенциала. Благополучие народа есть тем больше, чем более развитыми являются его производительные (производственные) силы.

В то же время некоторые научные работники считают, что зарождение проблематики интеллектуального капитала неразрывно связано с первым упоминанием в 1829 г. ученым Шарлем Фурье (1772-1837) рядом с трудом и материальным капиталом нематериального фактора производства – таланта. Заметна дискуссионность этого тезиса, поскольку сам по себе полученный человеком талант, не целесообразно считать «интеллектуальным капиталом». Лишь развитый чело-веком талант в результате учебы и перманентного самообразования, целесообразно относить к формирующим доминантам индивидуального интеллектуального капитала. Ведь, не секрет, что не всегда талантливые люди являются высокопроизводительными, а лишь та часть, которая постоянно развивает и обогащает свой талант является успешной. Правильность данных мыслей находит подтверждение в давних теологических канонах, в частности «Евангелии от Святого Матвея» («Новый завет») по этому поводу говорит «Притчей о талантах». Кроме этого, в своем труде «Новый мир» (в 1829 г.) Шарль Фурье (1772-1837) говорит о появлении в условиях цивилизационного общества возможности обеспечения гармонии в социальных отношениях, то есть рассматривает лишь социальный интеллектуальный капитал.[static_block_content id=»4423″]

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Добавить комментарий