Дефляция
Понятие и суть дефляции
Термин «дефляция» относится к обобщенному снижению цен в устойчивом режиме в конкретной стране или регионе в течение заданного времени. В этом случае покупательная способность граждан увеличивается, поскольку с тем же доходом они могут покупать больше продуктов и потреблять больше услуг по более низким ценам. Мы видим, что инфляция является противоположной концепцией, когда наблюдается общий рост цен и потеря покупательной способности граждан.
Дефляция часто вызвана сокращением спроса на товары и услуги экономики. В этой ситуации компании должны снизить цены, чтобы скорректировать спрос на предложение.
Предположим, что компания, которая продает продукт по цене 10 евро, себестоимость которого 5 евро и поэтому она имеет индивидуальную выгоду в размере 5 евро. Обычно она продает 20 продуктов ежегодно, но в этом году спрос снизился, и она сможет продавать только 10, при этом общая прибыль снизится от € 100 до € 50. Если вы снижаете цену до € 9, вы получите индивидуальную выгоду в размере 4 евро, но будете продавать 15 продуктов, имея общую выгоду в размере 60 евро и, следовательно, получая больше преимуществ.
Как измеряется дефляция?
Эволюция цен измеряется индикатором ИПЦ, созданным из корзины товаров и услуг. Индикатор включает в себя изменение цен каждого продукта, взвешенное по количеству, потребляемому каждым из них.
Почему дефляция — это плохо?
Считается, что экономика под воздействием дефляции находится под угрозой, потому что экономические агенты откладывают свои покупки в ожидании дальнейшего падения цен: семьи откладывают крупные покупки, такие как бытовой прибор или автомобиль, в надежде что цены будут и дальше снижаться.
Одновременно это приводит к тому что доходы компаний падают, соответственно они будут меньше инвестировать и, возможно, начнут сокращать штат, вступая в так называемую спираль дефляции. По мере постепенного снижения спроса ВВП уменьшается, вступая в рецессию, из которой может быть трудно выйти.
Великая депрессия и Япония
Знаменитая депрессия 1929 года вызвала сильный экономический кризис, который привел США к дефляции, где цены упали на 25% в период 1929-1933 годов. Еще одним недавним и известным случаем является Япония. В середине 90-х она вступила в дефляцию, и японские власти 15 лет боролись за то, чтобы избавится от нее.
Дефляция обычно подавляется с помощью наращивания денежно-кредитной политики, то есть путем введения денег в экономику, чтобы цены росли.