Переломный момент в развитии Китая в конце 20 века

22 декабря Хуа Гофэн выступил с речью, в которой перечислил условия успешного переноса центра тяжести работы партии: отстаивание марксизма и организационного принципа демократического централизма; усиление кадровой работы; формирование стиля работы «без зазнайства и поспешности», внимательного изучения всех новых обстоятельств, «переходить реку, ощупывая камни» (мочжэ шитоу го хэ). Особое внимание он уделил оценке Мао Цзэдуна: «Как и сам Мао Цзэдун, мы признаем, что у Председателя Мао были недостатки и ошибки, это неизбежно у каждого великого революционного вождя, но они не нанесли удар по великим заслугам председателя Мао», руководствуясь идеями Мао Цзэдуна, нам удалось исправить некоторые исторические ошибки.

При обсуждении текста Коммюнике некоторые группы предложили включить в него положение о руководящей роли политики и фразу, что «без Мао Цзэдуна не было бы нового Китая», и одновременно исключить положение о том, что «в нынешних условиях особенно необходимо подчеркивать роль демократии»; не включать фрагмент о «культурной революции», поскольку научная и историческая оценка ее еще не вынесена, и некоторые другие. Необходимость учесть и согласовать эти замечания привела к тому, что пленум, завершив работу в 10 часов вечера 22 декабря, поручил редакционной комиссии под руководством Ху Цяому доработать текст Коммюнике, который президиум ЦК утвердил вечером следующего дня. Впервые текст Коммюнике был обнародован в информационном сообщении Центрального народного радио Китая только в 8 часов вечера 23 декабря.

Принятое по итогам работы пленума Коммюнике состояло из 6 частей и отражало высокую степень внутреннего напряжения в руководстве партии и отсутствие единой позиции по конкретным вопросам, но означало принципиальную победу реформаторского крыла и выход партии на новые ориентиры развития. В первой части говорилось, что великая победа над Линь Бяо и «четверкой», восстановление экономики, стабилизация политической ситуации и успехи внешней политики создали благоприятные условия для завершения массового движения по разоблачению Линь Бяо и «четверки» и «для переноса центра тяжести работы всей партии на социалистическую модернизацию».

Характеризуя состояние экономики и задачи в этой области, указывалось на необходимость «опираясь на собственные силы и принцип равноправия и взаимовыгодны, активно развивать экономическое сотрудничество с разными странами мира, стараться перенимать передовую технику и технологии», усилить научную и воспитательную работу. В то же время отмечались нарастающие диспропорции, высокая централизация управления экономикой, подчеркивалась необходимость предоставления промышленным и сельскохозяйственным предприятиям хозяйственной самостоятельности, содержался призыв руководствоваться экономическими законами и законом стоимости, «объединять идейно-теоретическую работу и экономические методы», преодолевать явления неразделенности партийного, административного и хозяйственного аппарата.

Главные усилия партии предписывалось направить на ускоренное развитие сельского хозяйства в соответствии с курсом «зерно в качестве основы», «действовать в соответствии с местными условиями», заботиться о материальной заинтересованности крестьян, не разрешать безвозмездно использовать труд, продукцию и ресурсы производственных бригад, преодолевать уравниловку, «находящаяся в личном пользовании земля, подсобные промыслы, торговля на рынке являются необходимым дополнением социалистической экономики, никому не разрешается в них произвольно вмешиваться». Среди прочего ставилась задача повышать уровень жизни населения. Коммюнике призывало «ускорить социалистическую модернизацию», «бурно развивать все отрасли и звенья социалистической экономики», чтобы к концу века превратить КНР в современную социалистическую державу. В прессе необходимость модернизации обосновывалась отставанием Китая от ведущих стран мира. Китайская печать отмечала, что по объему ВВП Китай уступает США в 11,2 раза, а СССР – в 7,5 раза, и еще больше по уровню национального дохода на душу населения. 28 декабря, выступая в ЦПШ, Ху Яобан сказал: если не будет крупномасштабного иностранного вторжения, то все силы нужно сконцентрировать на «четырех модернизациях».

В Коммюнике также говорилось о необходимости развития демократии и социалистической законности, высоко оценивалась дискуссия о практике как критерии истины, говорилось о необходимости реформировать не соответствующие производительным силам производственные отношения и надстройку, высоко оценивалась роль Мао Цзэдуна, хотя и признавались его ошибки – «ошибки революционного вождя», подчеркивалась необходимость меньше пропагандировать отдельных лиц, развивать внутрипартийную демократию и коллективное руководство, соблюдать конституционные права граждан.

На состоявшемся 25 декабря заседании Политбюро Ван Дунсин был освобожден от должности заведующего и секретаря парткома Канцелярии ЦК КПК, заведующего Канцелярией по изданию произведений Мао Цзэдуна, заведующего и секретаря парткома отдела по охране ЦК, начальника и секретаря парткома части No 8341. Ху Яобан был назначен секретарем ЦК и заведующим отделом пропаганды, сосредоточив в своих руках руководство текущей работой ЦК, его заместителями стали Ху Цяому и Яо Илинь. Ху Цяому стал также заведующим редакцией по изданию произведений Мао Цзэдуна, фактически выполнявшей функции теоретического отдела ЦК, а Яо Илинь – заведующим Канцелярией ЦК. На Чэнь Юня были возложены функции куратора Министерства безопасности, прокуратуры, суда, административных органов, на Дэн Инчао – профсоюзов, КСМК, женских и других массовых организаций, на Ван Чжэня – ряда министерств промышленности и отраслей оборонного комплекса. Сун Жэньцюн стал заведующим орготделом ЦК. В результате этих решений оперативное руководство ЦК, а также руководство теоретической и пропагандистской работой партии перешло к противникам курса «двух абсолютов». Оценивая итоги 3-го пленума, Дэн Сяопин впоследствии заявил, что на нем был создано «руководящее ядро второго поколения». Ядром второго поколения в Китае принято считать Дэн Сяопина, Чэнь Юня, Е Цзяньина и Ли Сяньняня.

Кадровая победа над сторонниками «двух абсолютов» позволила провозгласить курс на «раскрепощение сознания» и «реалистический подход к делу» политической линией партии, заложившей фундамент идеологических реформ. Экономической линией была признана программа «четырех модернизаций»; был также утвержден курс на развитие отношений с внешним миром для изучения и заимствования иностранных, прежде всего западных, капитала и технологий. Практическим следствием этих решений стало вытеснение классовой борьбы из повседневной жизни, идеологии и массового сознания, место которой постепенно занимали цели экономического развития.