Изменения в Китае 1980-х

С 30 августа до 10 сентября 1980 г. проходила третья сессия ВСНП 5-го созыва. Она была посвящена принятию планов экономического развития и государственного бюджета, внесению изменений в Конституцию, персональным изменениям в составе высших органов власти, которые происходили на основе новых принципов кадровой политики. В ходе обсуждения плана и бюджета была предложена новая экономическая программа. Сессия стала рубежом в преодолении экономического курса, избранного сразу после разгрома «четверки». Выступая на ней, Хуа Гофэн признал свои ошибки в экономической сфере, критически оценил деятельность правительства, отметив игнорирование им экономических законов, отрыв от реальности, неэффективность и чрезмерную централизацию государственного управления экономикой. В результате план развития на 1976–1985 гг., принятый на первой сессии ВСНП (1978 г.), был признан нереальным, а его дальнейшая корректировка бессмысленной. Этим была подведена черта под экономическими концепциями, господствовавшими на протяжении нескольких десятилетий. Главным направлением в преодолении экономических трудностей стала считаться реформа хозяйственного механизма, восстановление многоукладности, привлечение капиталов, передовых технологий и методов управления из-за рубежа. С этого момента у программы «четырех модернизаций» началась новая история, связанная с прежней только амбициозными планами развития.

Вторым важным итогом сессии стало внесение изменений в Конституцию, согласно постановлению 5-го пленума ЦК КПК 11-го созыва. В интересах дальнейшей консолидации партии и общества из ст. 45 Конституции 1978 г. о правах граждан было исключено положение о «четырех больших свободах»: «широкое высказывание мнений, полное изложение взглядов, широкие дискуссии и дацзыбао», вписанных в свое время в Конституцию КНР по предложению Мао Цзэдуна. Это решение положило конец периоду активного общественно-политического процесса, в котором участвовала значительная часть населения. Перед китайским руководством встала задача найти новые инструменты мобилизации граждан, предполагавшие более широкие экономические свободы. С этой целью была принята резолюция о создании комиссии по пересмотру Конституции КНР. Формальным основанием для этого стало то, что при принятии Конституции 1978 г. еще не был всесторонне обобщен опыт развития КНР, сказывалось влияние «четверки», что выразилось в сохранении в Конституции «многих непродуманных положений» и «нечетких формулировок». Основные направления пересмотра Конституции были изложены председателем комиссии законодательных предложений ВСНП Пэн Чжэнем, который впервые с конца 1950-х годов назвал политическую систему КНР «демократической диктатурой народа», а не «диктатурой пролетариата», указав, таким образом, на существенные изменения в представлениях о характере власти в КНР. В соответствии с решением третьей сессии проект новой Конституции планировалось представить для всенародного обсуждения в первой половине 1981 г.

Кадровые перестановки закрепили изменение социально-экономического курса. Хуа Гофэна на посту председателя Госсовета сменил Чжао Цзыян, с февраля 1980 г. занимавший пост заместителя премьера Госсовета. Сессия удовлетворила ходатайства ветеранов Дэн Сяопина, Ли Сяньняня, Чэнь Юня, Сюй Сянцяня, Ван Чжэня и Ван Жэньчжуна об освобождении их с постов заместителей премьера Госсовета. Существенному обновлению подвергся состав Госсовета.

Сессия приняла большое число важных законов, регулирующих проведение экономической реформы – вопросы налогообложения физических лиц, лиц с высоким уровнем доходов и предприятий, основанных на смешанном китайском и иностранном капитале, которые усиливали контроль за оборотом валюты, создавали более благоприятные условия для привлечения иностранного капитала в КНР и хозяйственной деятельности иностранцев. Был принят Закон о браке, призывавший «осуществлять плановую рождаемость».

Третья сессия ВСНП приняла скорректированный план на 1982 г., показатели валового объема промышленности и сельского хозяйства были снижены с 699,5 млрд юаней до 680 млрд, темпы роста с 5,5% в 1980 г. до 3,7% в 1981 г., инвестиции в капитальное строительство – на 40%, на оборону – на 12%, импорт – с 37,3 млрд долл. до 35,5 млрд долл. Все это принесло результаты, напряженная ситуация на рынке ослабла.

Однако многие решения третьей сессии не были выполнены. Четвертая сессия ВСНП (30 ноября–13 декабря 1981 г.) согласилась с предложением Госсовета продлить урегулирование, первоначально намечавшееся на трехлетний период (1979–1981), еще на 5 лет или «даже немного больше». Необходимость этого объяснялась тем, что за 3 года лишь наступило понимание масштаба проблем.

На этой же сессии было принято решение перенести принятие новой Конституции еще на 1 год. Необходимость отложить пересмотр Конституции также объяснялась множеством проблем, возникших в ходе урегулирования. Среди действительных причин была борьба фракций, в том числе по вопросу о восстановлении поста Председателя КНР, о статусе «идей Мао», народных коммунах, земельной собственности и т.д.

Со второй половины 1979 г. до середины 1980 г. в порядке эксперимента проводились прямые выборы в местные органы государственной власти – собрания народных представителей уездного звена, с середины 1980 г. до конца 1981 г. они проводились уже повсеместно. Право выдвигать их имели не только политические партии и общественные организации, но и группы граждан (не менее трех человек). Особенность выборов состояла в том, что они в соответствии с Законом о выборах, принятом второй сессией ВСНП 5-го созыва, были альтернативными, на одно место депутата выдвигалось до трех кандидатов. Однако сложная процедура согласования кандидатов в депутаты решающее слово оставляла за вышестоящими организациями. По результатам выборов депутатами стали 47,6% крестьян, 25,5% кадровых работников, 10,6% рабочих, 8,4% военнослужащих, 7,9% хуацяо. Нормы представительства от сельского и городского населения значительно отличались – депутат от сельского населения представлял в 8 раз больше населения, чем от городского.

financial-news24.ru