Экономическая реформа в Китае
Важнейшую роль в подготовке курса на экономическую реформу сыграло идейно-теоретическое совещание Госсовета, которое проходило с 6 июля по 11 сентября 1978 г. В работе совещания приняли участие вице-премьеры, все министры экономического блока, а также ответственные сотрудники других министерств. На каждом заседании присутствовало от 40 до 60 человек, которые свободно высказывали свое мнение и задавали вопросы по ходу докладов. Обсуждались предложения Хуа Гофэна, Е Цзяньина и Дэн Сяопина, сделанные после заслушивания отчетов делегаций, совершивших зарубежные поездки. Главный доклад был сделан Ху Цяому, а итоговый – председательствовавшим на совещании Ли Сяньнянем.
Целью совещания было обсуждение опыта и достижений зарубежной экономики за последние 30 лет и ускорения темпов «четырех модернизаций» в Китае, изменение десятилетнего плана развития, обсуждались вопросы импорта иностранной техники и технологий, расширения экспорта, использования западных инвестиций. По предложению Дэн Инчао участникам были розданы материалы: «Как в 20–30-х годах СССР использовал иностранные капиталы и технику для развития экономики», «Истоки быстрого экономического развития Гонконга, Сингапура, Южной Кореи и Тайваня», «Истоки быстрого экономического развития послевоенных Японии, ФРГ, Франции», «Почему экономика Румынии и Югославии может развиваться быстрыми темпами». Многие говорили, что в Китае можно использовать опыт СССР по привлечению кредитов, созданию концессий и т.д. В опыте Японии отмечались 3 решающих фактора быстрого экономического роста: привлечение больших объемов иностранных инвестиций, внедрение передовых технологий и подготовка собственного высококвалифицированного персонала.
Общим стало мнение: не отказываясь от курса опоры на собственные силы, расширять открытость, придать ей широкомасштабный характер, ускорить модернизацию, организовать новый «большой скачок» в экономике. Наиболее сдержанную позицию в вопросах иностранных заимствований и внешней торговли занимал Чэнь Юнь, который обратил внимание на то, что привлечение больших объемов иностранных инвестиций потребует больших объемов собственных капиталовложений. Он предложил несколько дней специально уделить изложению противоположных точек зрения, но его предложение не получило поддержки.
Участники совещания подвергли критике существующие методы экономического управления, вмешательство политики в экономику, откровенно высказывали идеи относительно реформы производственных отношений и надстройки, о развитии различных форм хозяйствования в деревне, об использовании экономических рычагов, подрядных и договорных форм работы, распределении по труду. Совещание поручило всем заинтересованным ведомствам в кратчайшие сроки подготовить конкретные меры для реализации этих предложений.
В многочисленных выступлениях на совещании Хуа Гофэн говорил о необходимости привлечения иностранной техники, развитии внешней торговли, учете экономических законов, необходимости «переходить реку ощупывая камни», смело экспериментировать. Он также выдвинул положение о специализации сельскохозяйственных районов в соответствии с природными и климатическими условиями в дополнение к курсу «зерно в качестве основы».
Большой доклад «Вести дела в соответствии с экономическими законами, ускорить осуществление “четырех модернизаций”» сделал Ху Цяому. После многочисленных исправлений, уточнений и дополнений доклад был опубликован «Жэньминь жибао» 6 октября. В нем в целостном виде была представлена позиция руководства ЦК. Ху Цяому призвал отказаться от чиновничьего произвола в принятии решений, уважать экономические законы, развивать активность и инициативу не только центра и мест, как это предлагали до него многие китайские руководители, включая Мао Цзэдуна, но и предприятий и отдельного человека, повышать уровень управления. «Только соединяя преимущества социалистического строя с передовой техникой развитых капиталистических стран и передовым опытом управления … можно ускорить поступь “четырех модернизаций”». Он также призвал расширять роль экономических форм и инструментов и для этого провести экономическую реформу. В докладе были выдвинуты конкретные предложения по реформе экономики: внедрять договорную систему, развивать специализированные компании, усиливать роль банков, развивать экономическое законодательство в целях повышения экономической эффективности. «От отсталых организационных форм производства, когда и малые, и большие предприятия были универсальными, переходить к специализированным компаниям»: интересы государства, предприятий, рабочих и служащих следует закрепить на законодательном уровне, отношения между ними необходимо регулировать правовыми средствами. В докладе подчеркивалось, что поскольку товарное производство будет существовать еще длительное время, необходимо повышать производительность труда и норму прибыли, использовать закон стоимости для ценообразования, соединять интересы государства, коллектива и отдельного человека.
После доработки текста этой статьи, в подготовке которой приняло участие большое число специалистов и ученых (в том числе заведующий лабораторией Института экономики промышленности, будущий премьер Чжу Жунцзи), она была опубликована в виде отдельной брошюры.
В итоговом докладе Ли Сяньняня частично были учтены замечания Чэнь Юня, но в основу была положена позиция Хуа Гофэна, выступавшего за большие объемы заимствований и импорта. Ли Сяньнянь призвал ускорить темпы «четырех модернизаций»; при соблюдении единого плана развивать роль центра, мест и предприятий; ввозить иностранную технику, расширять экспорт; осуществлять упорядочивание руководящих кадров и улучшать стиль руководства. Касаясь реформы экономического механизма, он призвал менять не соответствующие развитию производительных сил производственные отношения и не соответствующую потребностям экономического базиса надстройку; развивать роль экономических методов. «Мы неоднократно реформировали экономический механизм но в основном смотрели на экономическое управление с точки зрения административных органов, поэтому трудно было соответствовать требованиям экономического развития», необходимо избавиться от административных методов руководства в пользу экономической эффективности и результатов, в пользу экономической ответственности. Опора на собственные силы, продолжал он, не означает закрытости и консерватизма, необходимо учиться передовым вещам у иностранных государств. Однако под влиянием атмосферы, господствовавшей на совещании, в докладе содержалось положение о необходимости нового большого скачка, ускорении темпов «четырех модернизаций», увеличении капиталовложений в ближайшие 8 лет с 400 млрд юаней до 500 млрд, доведение объема импорта до 80 млрд долл. за 10 лет, в том числе в ближайшие 3–4 года до 40 млрд долл.