Экономическое чудо Китая
Уже более 40 лет процессу реформ и открытости Китая, начатому бывшим китайским лидером Дэн Сяопином в 1978 году. В этом году он подчеркнул, что «открытие имеет особое значение. Ни одна страна не сможет развиваться изолированно и за закрытыми дверями, а также без международного обмена и внедрения передового опыта, технологий и капитала развитых стран.»Эти слова могут показаться обычными сегодня, но они были потрясающими 40 лет назад, когда всепроникающая дихотомия в Китае заключалась в том, что рыночная экономика была капиталистической и поэтому должна быть отвергнута, а плановая экономика была социалистической и поэтому должна быть сохранена. Что же касается частного бизнеса, то именно «хвост капитализма» должен быть отрезан.
С тех пор многое изменилось, особенно менталитет простых китайцев, которые поняли, что единственный путь к развитию и процветанию заключается в симбиозе капитализма и социализма, а значит совмещении рыночной экономики с долгосрочным экономическим планированием, а так же социальной защищенности населения.
Процесс реформ принес огромные выгоды Китаю и его народу. Семьсот миллионов человек были вырваны из нищеты. ВВП Китая вырос в 35 раз в 1978-2018 годах, заняв второе место по величине экономики в мире с 2010 года. Обьем внешней торговли вырос в 178 раз, что делает Китай крупнейшим в мире экспортером с 2013 года. За два дня Китай сейчас продает больше, чем за весь 1978-й год. Что касается прямых иностранных инвестиций, то только в 1980 году швейцарская компания Schindler создала в Китае первое в истории промышленное совместное предприятие. С 1992 года страна является крупнейшим инвестиционным направлением среди всех развивающихся стран.
Между тем, другие государства также извлекли выгоду из процесса реформ в Китае. В настоящее время около 130 стран больше всего торгуют с Китаем, а с 2008 года наименее развитые страны больше всего экспортируют в Китай, продавая около одной четверти своей продукции на китайский рынок. Китай также является крупнейшим инвестором в наименее развитые страны, утроив свои прямые иностранные инвестиции в наименее развитые страны в 2010-2015 годах.
Иностранные инвесторы также извлекли выгоду из реформ Китая. В 2017 году, компании с иностранными инвестициями, которые составляют около 3 процентов от общего числа компаний в стране, составляет почти 50 процентов внешней торговли Китая и 20% от общего объема налоговых поступлений. Первый, швейцарский Schindler, в настоящее время имеет более 200 филиалов во всех крупных городах Китая.
За этим явлением стоят многие факторы. Но одним из центральных является твердая приверженность Китая либерализации торговли и его настойчивые усилия по открытию своего рынка, хотя и с некоторыми взлетами и падениями между ними. Его средний тариф был снижен с более чем 50 процентов в 1978 году до примерно 10 процентов с 2011 года. Его сельскохозяйственный тариф составляет около 15 процентов, что составляет лишь одну четверть от среднего мирового уровня (62 процента), а промышленный тариф составляет около 8,9 процента, что составляет лишь одну пятую от среднего мирового уровня (46,6 процента). Китай также утверждает, что уровень либерализации его сферы услуг близок к уровню развитых стран, при этом около 100 из 160 подсекторов открыты для иностранных инвесторов. За тот же период Китай также существенно сократил свои нетарифные меры и упорядочил законы и правила в области торговли и инвестиций.
Китай, чье историческое достижение подкрепляется открытием рынков, при сохранении элементов госрегулирования и плановой экономики, неоднократно приводился в качестве примера того, что либерализация торговли играет важную роль в стимулировании роста. Это также вдохновляет другие развивающиеся страны, которые ищут на востоке истории успеха, чтобы узнать, как создать рабочие места и сократить нищету для своего собственного народа. Махтар Диоп, вице-президент Всемирного банка по Африканскому региону, однажды сказал: «Африка может смотреть на Китай не только как на торгового партнера, но и как на наставника роста.»
Тем не менее, это далеко не время для самоуспокоенности. Развитие стран — это как гонки. Как однажды сказал ирландский спортсмен Тони Маккой: «в гонках нет места высокомерию или самодовольству, потому что вы находитесь в лидерах в одну минуту, а в следующую — вы уже отстающий.»Китай когда-то был экономической державой в 19 веке, на его долю приходилось более 30 процентов мировой экономики. Но в 1978 году она упала до 1,8 процента, главным образом из-за своего высокомерия и политики изоляции.
Вместо этого настало время посмотреть вперед на то, что Китай должен сделать в будущем, чтобы поддерживать свой рост как для своей собственной выгоды, так и для блага всего мира. Самое главное, поскольку экономика и мощь Китая выросли, мы должны взглянуть на его роль с другой точки зрения, чем 40 лет назад, сравнивая его вклад в таких областях, как либерализация торговли и инвестиций, с другими крупными экономиками и посмотреть, что можно еще улучшить в рамках его роли глобального лидера.
Ниже приводится несколько примеров различий в уровне либерализации между Китаем и четырьмя другими ведущими экономиками мира (США, Япония, Германия и Великобритания):
- 1. По товарам средний тариф Китая (10 процентов) в два-три раза выше, чем у остальных четырех (3,1-4,4 процента).
- 2. Что касается услуг, то индекс ограничений услуг Всемирного банка показывает, что сектор услуг Китая (индекс 36,6) остается относительно более защищенным, чем остальные четыре (17,7-26,1).
- 3. Китай отстает от остальных четырех по своей деловой среде на основе индекса Всемирного банка Doing Business, который измеряет правила ведения бизнеса и их соблюдение, которые применяются к малым и средним предприятиям. Китай занимает лишь 78 место среди 190 экономик, резко контрастируя с США (6), Японией (34), Германией (20) и Великобританией (7). Многочисленные анализы уже показали, что внутренняя политика имеет международные последствия и может влиять на торговые потоки с другими странами.
- 4. С точки зрения либерализации через соглашения о свободной торговле (ССТ) Китай также отстает. Уровень либерализации торговли товарами 16 ССТ, подписанных Китаем, составляет около 90 процентов, в отличие от примерно 99 процентов подписанных другими крупными игроками. Для служб, ситуация еще хуже.
Забегая вперед, еще многое предстоит сделать для дерегулирования торговой политики Китая и дальнейшего открытия его рынка, соизмеримого с его мощью. Существует множество инструментов, которые могут быть использованы для этой цели, включая более амбициозную одностороннюю либерализацию через существующие одиннадцать пилотных зон свободной торговли вокруг страны и обсуждаемые порты свободной торговли, более эффективные обязательства по доступу на рынки путем модернизации своих 16 ССТ, подписания новых ССТ вдоль инициативы «Пояс и путь» и продвижения вперед многосторонних переговоров по новым вопросам, таким как содействие инвестициям и электронная торговля.
Одна вещь, на которую стоит обратить внимание, заключается в том, что, учитывая размер экономики Китая, постепенные и небольшие шаги не принесут ожидаемого эффекта или не принесут эффекта с той же величиной, которая может поддержать рост, аналогичный тому, что он достиг за последние четыре десятилетия. Китай должен принять более смелые и амбициозные меры. Как однажды сказал профессор Пекинского университета Чжоу Кирэнь: «это все равно что кормить слона, зараженного гриппом, лекарством с маленькой ложечки. Это не будет служить цели даже с правильным рецептом просто потому, что дозировка слишком мала.»
Есть много логических объяснений экономического чуда Китая, но мы не можем игнорировать и культуру.
В Китае тесная связь с конфуцианством, которое поддерживает этику тяжелого труда для большего блага общества, сохраняя при этом тесные семейные связи, которые стимулируют социальную стабильность.
Даосские философские принципы ищут баланс гармонии и сотрудничества, которые вдохновили многих китайцев двигаться вперед вместе для более долгосрочного и процветающего экономического развития.
Очевидно, что будущее Китая будет по-прежнему ярко сиять на горизонте, несмотря на препятствия, которые могут возникнуть на его пути. Подъем Китая — неизбежен.
financial-news24.ru