Почему так много китайцев пророссийски настроены? Ведь Россия отнимала у Китая территории
Китайцы не так легко «забывают» что-либо, но вот несколько основных причин, почему китайцы в основном пророссийские.
(На фото: Брюс Ли — разбивающий унизительную табличку «собакам и китайцам вход воспрещен», как символ обиды китайцев на Западный мир)
Воздействие России было далеко не столь пагубным, как агрессия, навязанная Китаю другими державами в течение столетия его унижения. В то время как Россия заняла много ранее спорных территорий, эти земли были очень малонаселенными и мало способствовали экономике Китая. Напротив, западная и японская агрессия привела к гораздо большему экономическому ущербу (с точки зрения военных репараций в размере сотен миллионов таэлей серебра) и потере гораздо более стратегически ценной территории (например, Тайваня, который остается отделенным и по сей день). Кроме того, западная агрессия также привела к экспоненциально большим культурным и психологическим ранам среди китайского народа. В отличие от британцев и французов, русские никогда не пытались уничтожить древнее культурное наследие Китая (например, сожжение в 1860 году Старого Летнего дворца) или запретить китайцам посещать общественные парки в своих крупных городах, таких как Шанхай (см. символику “собаки и китайцы не допускаются”).
В отличие от японцев во Второй мировой войне, царская Россия никогда не собирала китайских гражданских лиц для стрельбы по мишеням или не использовала их в качестве лабораторных крыс в экспериментах с химическим оружием. Хотя действия царской России были эксплуататорскими, они не были столь разрушительными и бесчеловечными, как западная или японская агрессия.
Китайцы-прагматичный народ и не ослеплены историей.
В то время как исторические обиды в течение столетия унижения, несомненно, оказывают влияние на современные китайские отношения и внешнюю политику КНР, это не единственная основа стратегической ориентации политики. Сегодня Россия-наряду с Китаем-вынуждена терпеть западную гегемонию и иметь общие экономические и стратегические интересы. Китай даже готов сотрудничать с европейцами и японцами, чтобы компенсировать постоянно растущее экономическое давление США против КНР, поэтому нет причин останавливаться на исторических обидах как ненужных барьерах для укрепления китайско-российских отношений.
Я указал 2 причины, но есть и третья, о которой слишком часто забывают — советские усилия по созданию нации в КНР в 1950-х гг. Несмотря на китайско-советский раскол 1960-х годов, СССР внес неоспоримый вклад в восстановление и индустриализацию КНР после Второй мировой войны и китайской гражданской войны. Вскоре после основания КНР в 1949 году СССР направил в КНР более 18 000 советников (в основном инженеров), более миллиарда рублей помощи и промышленной интеллектуальной собственности. Советы предоставили всю эту помощь Китаю в то время, когда сам СССР все еще оправлялся от разрушений Второй мировой войны. Эти «советские специалисты» — как их называли в КНР-помогли дать толчок китайской промышленности во всех областях-металлургии, авиации, электроэнергетике, горнодобывающей промышленности и др. — все, что нужно Китаю, чтобы сделать первый шаг к индустриализации. Чтобы дать контекст того, насколько ценными были 18 000 советских экспертов, Китай в 1949 году имел уровень грамотности 8-12% и имел менее 200 000 выпускников колледжей. Из этих 200 000 менее 20% изучали аграрное дело. Без помощи советского государственного строительства в 1950-е годы я не удивлюсь, если КНР останется на 15-20 лет позади своего нынешнего уровня развития.