Капитализм находится в кризисе – миллиардеры это знают
Вопреки десятилетиям приверженности «рыночному капитализму», на крупной бизнес-конференции в США было объявлено, что корпорации должны служить не только своим владельцам, так и сообществам которые в них работают.
Скептики отвергли это как «сигнал добродетели» и проявление слабости. Но что, если бизнес-сообщество США сигнализировало о более широком поворотном моменте, к переустройству отношений Америки с самим свободным рынком?
В начале 21-го века разногласия в США, Великобритании и других странах указывают на потребность в таких изменениях. ”Час финансистов», это новая книга журналиста New York Times Биньямина Аппельбаума, помогает объяснить, как капитализм к этому пришел.
Аппельбаум прослеживает растущее влияние финансового сектора и его роль, в принятии правительственных решений со времен Второй мировой войны. Милтон Фридман, наряду с Джоном Мейнардом Кейнсом, самым влиятельным среди них, открыл концепцию акционерного капитализма в 1970 году.
На фоне Холодной войны, противопоставившей капитализм коммунизму, и демократы, и республиканцы восприняли рыночные силы как способ поддержания процветания богатых с одной стороны и одновременного решения социальных проблем населения с другой. Но на практике вышло далеко не все так однозначно.
Потребители и владельцы бизнеса выигрывают значительно больше, чем работники без специальных навыков. Миллионы людей лишились средств к существованию из-за иностранной конкуренции.
Советский Союз проиграл в холодной войне, и это замедлило кризис капитализма на какое-то время, но не остановило. Растущая интеграция с мировой экономикой подпитывает долгосрочное замедление роста в США.
Автор приходит к выводу что Америка делала абсолютно иррациональные вещи, такие как дерегулирование Фондового рынка Уолл-Стрит якобы для расширения выбора и конкуренции на международном уровне, но на практике это привело к неконтролируемым спекуляциям и надуванию экономических пузырей и, как следствие , экономическим кризисам. Ослабление антимонопольного законодательства — что привело к подавлению конкуренции. Отправка американских экономистов — агентов влияния на правительства за рубежом — что было выгодно только в краткосрочной перспективе, но глобально портило имидж США.Эти и многие другие деструктивные решения уничтожали развитие среднего класса в США. ”Некоторые люди стали богатыми сверх самых смелых мечтаний, — замечает Аппельбаум, — но средний класс теперь имеет основания ожидать, что их дети будут вести гораздо менее благополучную жизнь.”
Финансовый кризис и Великая рецессия обнажили и усугубили эти последствия таким образом, что 10 лет восстановления не стерли их. Подъем гневного популизма говорит о том, что ”час финансистов» прошел.
Президент Трамп вступил в должность, пообещав положить конец «бойне» в промышленном центре Америки, хотя его налоговая и тарифная политика пока не показывают никаких результатов, потому что, возможно, уже слишком поздно, и выйти из этого состояния возможно только через серьезный системный экономический кризис.
Демократические противники Трампа 2020 года обещают налоговые, расходные и регуляторные интервенции, чтобы поднять рабочий класс за счет корпораций и богатых. Сами корпоративные лидеры, как ясно показал круглый стол, признают, что что-то должно измениться.
«Капитализм в основном не работает для большинства людей», как говорит миллиардер менеджер хедж-фонда Рэй Далио. “Это просто реальность.”
Что может заставить его работать для большего количества из них? Помимо конкретных шагов, таких как улучшение программ социальной защиты и укрепление профсоюзов, Аппельбаум предлагает больше демократии – то есть больше возможностей для избранных лидеров повысить справедливость для своих избирателей даже за счет некоторой потери эффективности рынка.
«Рынки строятся людьми, для целей, выбранных людьми», — заключает Аппельбаум. “И они могут быть изменены и восстановлены людьми.”