Концепции исторического развития

Концепции исторического развития

Что в сущности представляет собой история? Для чего она нужна человеку? Эти вопросы вставали перед обществом сотни лет назад и не потеряли своей актуальности в наши дни. Человечество вошло в новую эру, но не замечает массового изменения среды. Практически ежедневно в нашу жизнь приходят новые атрибуты глобального мира, которые могут удивлять нас только на протяжении нескольких дней. Затем они становятся инструментами обыденной жизни. В таком вихре научно-технических открытий и свершений люди меняются и меняется не всегда в лучшую сторону – формируют так называемое общество “массового потребления”. Человек, желающий стать полноценной частью нового мира, должен осознавать, что происходит сейчас, что случилось вчера, а что произойдёт завтра. Это осознание, с моей точки зрения, является наиболее важной функцией “исторической культуры” (то есть понимание и применение различных исторических сведений и знаний), которая становится главным ориентиром человека в современном мире. Что же необходимо знать для понимания её законов и закономерностей? Пожалуй, базовым и самым необходимым аспектом этого вопроса является ознакомление с концепциями исторического развития, которые позволяют по-другому взглянуть на историю в целом и на частные события, непрерывно беспокоящие современный мир.

Эти концепции зачастую разделяются на две различные линии. Первая из которых подразумевает однолинейное прогрессивное развитие человечества, а другая предполагает циклическое развитие замкнутых культурно-исторических типов. Для того, чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, предлагаю обратиться к учёным, внёсшим наибольший вклад в развитие того или иного виденья исторического развития общества.

«Экономикоцентризм» Маркса

Для начала я предлагаю обратиться к персоне, известной, пожалуй, всем. Думаю, хотя бы раз в жизни вы слышали о Карле Марксе – одном из выдающихся философов 19 века, навсегда изменившим мировоззрение многих людей. В контексте данной статьи я бы хотел рассмотреть отдельный аспект его творчества, непосредственно связанный с историей. С его точки зрения, существуют объективные исторические законы, которые определяют развитие человечества. Их сущность раскрывается через понятие формации, то есть ступени развития человечества, состоящей из базиса и надстройки (если не вдаваться в терминологию Маркса, то базисом является экономика, а надстройкой политика, культура и т д.). Под воздействием объективных законов истории (борьбе между различными классами) постепенно изменяется базис, а вместе с ним и надстройка. В результате формируется новая формация. Всего Карл Маркс выделял пять таких формаций, которые идут в строго определённом порядке:

  • первобытно-общинная,
  • рабовладельческая,
  • феодальная,
  • капиталистическая
  • коммунистическая.

Немецкий философ считал, что в итоге весь мир сможет прийти к последней ступени развития общества – коммунизму – идеальному, утопическому обществу, которое предполагает всеобщее равенство и творческое процветание каждого индивида. Философия Маркса, ставшая наиболее популярной среди широких масс в 20 веке, сильно исказилась и приняла идеологический характер, что заставило большинство людей относиться к учению немецкого мыслителя либо как к “Библии Нового времени”, либо как к “красному злу”, ведущему к мировой тирании.

В наши дни концепция Карла Маркса сильно переосмысливается, классический марксизм все более приобретает статус абсолютно утопичного проекта. Однако нельзя было не упомянуть о позиции немецкого философа по данному вопросу, ведь именно он когда-то смог создать такую парадигму исторического развития, которая не только практически впервые показала первоочерёдную важность экономики в развитии человечества, но и перевернула восприятие истории многих людей.

«Волны» Тоффлера

Ещё одним автором, работающим над теорией однолинейного прогрессивного развития, является Элвин Тоффлер – американский учёный, который создал одну из наиболее популярных концепций исторического развития нашего времени, опирающуюся, прежде всего, на технологический подход. Согласно его мнению человечество прошло три периода общественного развития – традиционное, индустриальное и информационное общество. Каждый из этих периодов наполнен соответствующими особенностями и социальными нормами, которые определяют жизнь людей в этих “временных эрах”. Сменяются эти “эры” путём “волн”. “Волна” в терминологии Тоффлера – это некоторое крупное потрясение в существовании всего мира, которое не позволяет более жить по законам старого времени и порождает изменения во всех сферах жизни общества. К таким “волнам” Тоффлер относил неолитическую революцию, промышленный переворот и НТР. Все они свидетельствовали о переходе к новому типу общества. Так неолитическая революция привела к возникновению экономики и формированию традиционного общества, промышленный переворот положил начало капиталистической и социалистической системе, а вместе с ними и индустриальному обществу, а НТР (научно-техническая революция) значение которой в полной мере ещё не известно создаёт информационное общество. Каждая такая “волна” наступает гораздо быстрее предыдущей и несёт с собой гораздо более глобальные изменения. Мы можем видеть это на своём примере – жизнь современного человека совершенно отличается от жизни человека, жившего 20 или 30 лет назад… Концепция Тоффлера общепризнанна и считается оптимальным виденьем современной истории, в силу своей объективности и технической направленности. Так именно его теория является негласным ориентиром в большинстве современных исследований в абсолютно разных областях.

«Вызовы и ответы» Тойнби

Далее стоит перейти к цивилизационному подходу, который ставит во главу угла не линейное развитие всего человечества, а существование отдельных цивилизаций, которые проходят несколько этапов своего существования. Здесь стоит выделить двух наиболее влиятельных авторов, которых, с моей точки зрения, стоит рассматривать в совокупности, так как их идеи дополняют друг друга. Речь идёт об Арнольде Тойнби и Освальде Шпенглере. Двое этих историков возвели и утвердили цивилизационный подход в науке. Шпенглер своей книгой “Закат Европы”, вышедшей после Первой мировой войны, поразил мировую общественность своей оригинальностью и эрудированностью. В ней он подробно рассматривает культурно-исторические типы, которые в своём существовании проходят несколько этапов: зарождение, расцвет и гибель. Арнольд Тойнби более подробно изучает данные ступени, выводя формулу “вызова-ответа”. Согласно ей определённое общество рано или поздно получает некий вызов, который может исходить как от природы, так и от социальной среды. Например, сильное изменение климата на территории ещё не возникшего Древнего Египта или нападение Римской Империи на Древнюю Грецию. Ответ на вызов может привести к расцвету цивилизации (местные жители, оказавшись в практически безвыходной ситуации посреди безлюдной пустыни, обратились к необжитым землям около реки Нил и возвели одну из величайших цивилизаций Древнего мира), а вызов, долгое время остающийся без ответа, может в свою очередь привести к гибели цивилизации (Древняя Греция пала под напором Римской Империи, начав борьбу против Рима только когда все её возможные союзники уже пали). Формирует этот ответ, согласно Тойнби, творческое меньшинство, благодаря активности которого массы начинают подражать ему, что ведёт к процветанию культурно-исторического типа. В момент когда у творческого меньшинства иссякают идеи и возможности общество постепенно приходит к застою, а затем и к своему краху.

«Душа» Шпенглера

Шпенглер уделяет больше внимания уже наполненности культурно-исторических типов. Эту наполненность, с его точки зрения, составляет душа, то есть некая метафизическая сущность, определяющая мировоззрение людей данного культурно-исторического типа. Всего Шпенглер выделял три души – аполлоновскую, фаустовскую и магическую. Аполлоновская душа – душа античного мира была обращена к широким просторам, огромному миру, существование которого пытались объяснить в первую очередь древнегреческие учёные. Фаустовская душа – душа западного мира, возникла с зарождения христианства и возводила уже личность в главный предмет своего познания. Человек — постоянно находящийся в поисках себя, в поисках смысла жизни — стал смыслом существования западной души. Магическая душа, зародившаяся в восточных странах, рисует мир, состоящий из чудес, сказаний и традиций, где всё подчиняется некому высшему закону. Нетрудно провести параллель между двумя последними “душами” и Западом с Востоком, столкновение мировоззрений между которыми не оканчивается до сих пор… Таким образом, через цивилизационный подход обществу предоставляется возможность более узко рассмотреть отдельные особенности культур, а также по-другому взглянуть на культурно-историческую действительность в целом.

Подводя итог, можно сделать вывод, что историческое развитие имеет под собой множество теорий и подходов. В реалиях современного мира можно увидеть и исторический экономикоцентризм Маркса, и “волны” Тоффлера, и “вызовы с ответами” Тойнби, и “души” Шпенглера. Однако если рассматривать их в совокупности, а не по отдельности, то можно увидеть гораздо больше, больше точек зрения и направлений развития современного общества. Это поможет вам не только спрогнозировать, что произойдет с миром через несколько лет, но и позволит окончательно сформировать собственную картину мира и собственный подход к рассмотрению событий настоящего, прошлого и будущего.