Почему арабская цивилизация была более развитой, чем европейская цивилизация в Средние века, но не в наше время?

3:17, 03.11.2023

Секрет возникновения исламской цивилизации в средневековый период коренился в существенном различии между ранним христианством и ранним Исламом:

Раннее христианство ограничивало науку исключительно клиром, религиозной элитой монахов и высокопоставленных епископов, архиепископов и других глав самой церкви. Из страха перед клиром основная масса людей, земледельцы, ранние граждане и даже рыцари, нарочно держались как неграмотные, неспособные читать и писать, оставленные в неведении о ценных знаниях, унаследованных от античных цивилизаций.

Впоследствии только узкая прослойка людей смогла вносить вклад в универсальные знания общества. И это было проблемой: чем меньше общее число грамотных, образованных интеллектуальных людей, тем меньше творческих и изобретательных умов. В конце концов, от этого страдает инновационная и творческая сила общества.

Кроме того, церковь систематически демонизировала знающих людей, которые не были частью самой церкви, чтобы защитить свою собственную власть, то есть власть самого папы и его подчиненных.

Знаменитый роман” Имя розы » Умберто Эко, как раз относится к этому явлению. Знание было зарезервировано для руководителей церкви, в основном для защиты их собственной власти. Они очень эффективно подвергали знания цензуре.

С другой стороны, в Исламе не было такого религиозного класса. По умолчанию их отношения между Богом и верующими определялись как непосредственные, личные отношения. В Исламе не было ни одного института, подобного церкви в Христианстве. В Исламе верующий говорил с Богом напрямую.

Кроме того, чтобы быть настоящим верующим, ислам требует уметь читать Коран. Это означает, что быть грамотным было фактически обязательным. Хотя ислам никогда не достигал полностью грамотной общины-большое количество членов “уммы” оставались неграмотными. Однако в нем присутствовало гораздо большее число грамотных мусульман, чем в современных христианских общинах.

Более того, средневековый Ислам не имел враждебного отношения к науке. Одна обязанность человека, даже записанная в Коране, состояла в том, чтобы узнать больше о творении богов. Это означало, что изучение природных явлений никогда не осуждалось, как это было в средневековом христианстве. Мы можем сослаться на ранний Багдад, город Мансур, как пример средневекового центра знаний. Поддерживаемая государством позитивная среда для интеллектуалов, инженеров и изобретателей была создана до такой степени, что новые знания были буквально вознаграждались золотом. Естественно, такое общество порождает новые идеи, социальный, научно-технический прогресс-даже при том, что далеко не все авангардисты были мусульманами. Просто было необходимо, чтобы эта позитивная среда существовала, защищенная институтом Халифата.

Только постепенно раннесредневековая Европа научилась на этом примере. Главным лицом, представлявшим этот процесс обучения, был средневековый император Фридрих II, правивший Сицилией, Германией и Римской империей. Воспитанный в детстве среди сарацин Южной Италии и свободно владеющий арабским языком, великий сын Фридриха Барбароссы из Свебии был исключительно образованным христианским правителем. Следовательно, церковь поддерживала враждебное отношение к нему, который назывался “stupor mundi”, что в литературном переводе означает: тот, кто шокировал мир своими нетрадиционными, интеллектуальными подходами. Во время его правления пришла первая волна передовых идей в Европе.

Настоящим историческим поворотным моментом стала в конечном итоге Европейская эпоха Просвещения.

Начиная уже в течение 16 века с попыток Мартина Лютера реформировать церковь и возвысить идеалы образования. Лютер перевел Библию на немецкий язык, чтобы предоставить доступ к ее словам и идеям большему количеству людей. Недавнее изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом позволило легко воспроизводить книги, еще больше открыв врата знаний для большего числа людей.

Церковь и ее элита все больше и больше теряли свою власть над народом и свой статус образования в этот период (т. е. В эпоху Возрождения).

Между тем, Ислам потерял свое образовательное преимущество, и мы видим отступление исламских обществ в гиперрелигиозную идеологию. В качестве примера можно привести фундаменталистскую идеологию ваххабизма, которая была основана в эпоху европейского просвещения в 18 веке.

С тех пор упадок Османской империи, последней оставшейся политической силы ислама, усугубил политическую и социальную маргинализацию исламских стран в целом. Гонка с западными обществами за инновации, науку и технику была проиграна. Исторически, примерно с 15/16 века мусульманский мир не сделал ни одного крупного изобретения или интеллектуального вклада, имеющего большое значение. В Европе же, напротив, можно назвать легионы ученых и философов Европы. Единственная оставшаяся в Европе сложная держава, Китай, была ликвидирована в ходе военных конфликтов и находилась в политической спячке.

Сегодня мусульманский мир остается в политической агонии. Провал демократических политических систем и возврат к средневековым сообществам, управляемым автократическими правителями, являются отличительными чертами исламской общины. Отступление в религиозную идеологию и почти полное отсутствие современных, светских политических систем препятствуют любому адекватному развитию общества; к сожалению, это пустая трата значительного потенциала. Экономически стабильные страны мусульманского мира не в полной мере используют свой потенциал в развитии своего общества. Вместо этого, ресурсы тратятся на престижные проекты и/или политическую повестку дня.

Ни одна из стран с мусульманским населением не добилась светской Конституции, кроме Турции. Экономический рост и потенциал Турции, если только он не поставлен под угрозу автократами, демонстрирует превосходство светской организации нации.

Европа с ее первоначально в основном христианским населением сделала шаг в светские Конституции около 200 лет назад во время наполеоновской эпохи, и сегодня обеспечивает лучшие условия для раскрытия потенциала человека.

Таким образом, выполнение разворота на 180 градусов политических условий, скажем, эпохи Фатимидов около 1100 года, когда Исламский мир обеспечивал наиболее толерантную среду для человека, давало бы достаточно свободы и раскрывало потенциал.

Этот ответ на очень сложный вопрос естественно упрощен. Тем не менее, это должно объяснить разнообразное развитие христианства и ислама на протяжении веков.

Многие другие ответы на этот вопрос сосредоточены на том, что мусульманский мир унаследовал территорию, оштукатуренную бесчисленными культурными остатками многовековых грамотных античных цивилизаций. Они утверждают, что мусульманский мир извлек выгоду из этих остатков Империй.

Это правда, что ранний Ислам был основан в географическом регионе с богатым культурным наследием. Однако в итоге античный Рим, унаследовал все богатство культурного и интеллектуального имперского наследия предшественников. В том числе Птолемеев Египет со знаменитой библиотекой Александрии, Греции, Леванте, части Месопотамии, Сирии и т.д. Однако это наследие, похоже, было плохо использовано – иначе мы столкнулись бы с таким значительным разрывом уровня образования между Исламским Востоком и христианским Западом в течение веков с 700 по 1200 год нашей эры?

Очевидно, что возникновение ранних исламских цивилизаций нельзя объяснить просто ссылкой на богатое культурное наследие Южного Средиземноморья и за его пределами. Рим обеспечивал столь же богатую культурную основу. В городе все еще хранились копии древних документов. Дело не в том, что Рим и его бывшие провинции были полностью разрушены. Многие объекты инфраструктуры пережили упадок империи

Это наследие требовало открытого разума правителя и его граждан, всех, кто ценил бы дар знания.

Это произошло во время раннего халифата Омейядов и Аббасидов и предоставило мусульманскому обществу значительное преимущество.