Иллюзии ЦБ о силе рубля и прогиб под доллар

Сообщения регулятора о преодолении зависимости рублевой системы от доллара оказались блефом и желанием, выданным за действительность. Тезисы об успехах в деле обретения финансового суверенитета не имели ничего общего с реальностью, а только уводили внимание сограждан в дебри проплаченных фантазий прессы.

Главное не событие, а его интерпретация

Несколько высказываний ЦБ в марте и апреле почти провозгласили грядущий суверенитет от зеленого оппонента. По их мнению динамика зависимости видимо сходит на нет. Было ли это констатацией биржевых показателей или репликой в ответ на безмолвные ожидания по выполнению указов президента РФ, неясно. В публикации февраля «Обзор рисков финансовых рынков» данное положение было подкреплено цифрами, значимыми для специалистов, и, видимо убедительными для обычных граждан, далеких от маржинальных тем. Валютные активы банковской сферы по сравнению с тем же периодом 2018 снизились на 4,9%, обязательства на 5%.
При отсутствии толкования произошедших перемен, может показаться, что это результат продуманной политики. Однако в этом и кроется факирский трюк регулятора. Снижение показателей произошло не из-за радения о свободе, а по причине внешней блокады, в которой оказалась РФ из-за санкций ЕС и США, изменения их ключевых ставок и ротации российского финансового сектора в рейтингах международных агентств.
То, что аналитики ЦБ преподнесли как свои неутомимые труды по дедолларизации, объективно называется «валютные качели». Это периодичность смены курса от падения к росту, управляемая как внешними, так и внутренними факторами: политикой, экономикой, сезонностью. И волатильность данного процесса менее всего подвержена внешнему воздействию Центробанка, может быть только грамотному и конструктивному описанию в свою пользу. Амплитуда раскачки медвежье-бычьих тенденций на внутреннем фондовом рынке принимает вид стихийного процесса и регулятор абсолютно не торопится что-то сделать для торможения данного процесса.

Статистика разрушает миф ЦБ о дедолларизации

Из логики происходящего становится понятно, что государственным финансистам даже выгодно такое положение вещей и вечная зависимость от доллара. Минфин и БР в разрезе совершаемых операций делают максимум для ослабления национальной валюты. С такой стратегией не удивительно, что у всех, окружающих рубль, более успешных валют возникают центробежные стремления покинуть зону воздействия слабой единицы. Это та очевидная соринка, которую не желают замечать в объективных показателях ни законодатели, ни ГД.
При профессиональной аналитике статистики становится явной зависимость рубля от доллара, а это как раз свидетельствует не о дедолларизации, а абсолютизации зависимости слабого от сильного. В одной из статистических таблиц, разместивших уровень депозитов в «Обзоре кредитных организаций» есть три показателя:
«Депозиты, включаемые в широкую денежную базу»;
«Депозиты в рублях»;
«Депозиты в валюте».
Простой подсчет определяет в процентном отношении долю валютных финансов по отношении к рублевым среди различных банковских вкладчиков (небанковские финансовые предприятия, производственные и торгующие компании, государственный аппарат, физические лица). За три года, взяв контрольной точкой 1 января, долларовый сегмент составлял:
2017 — 28,1%;
2018 — 25,9%;
2019 — 27,3%.
По цифрам видно, что динамика прошлого года действительно отразила уход от доллара, но нынешние показатели тяготеют к обратному процессу. Вопрос об умеренных темпах отпадает сам собой. Получается, ЦБ является автором большой лжи, которой кормит не сведущее в специфике финансов население.
Что можно сказать об эмитенте, если он не чуждается такого подлога в информационном поле. Недоверие к банковским операциям порождает у населения отсутствие желания участвовать в процессах накопления и сбережения. А это становится еще одной причиной уверенного взгляда в сторону доллара и оттока средств с рублевых вкладов населения. Вкладчики еще не забыли, как государство дважды решало свои проблемы за их счет в начале и конце 90-х.

Доллар: все так же интересен

Поиск надежной ниши для сохранности сбережений в массивах устойчивых валют в стране нарастает. Это отражается и в растущем спросе у населения на наличность. Эта динамика имеет прогрессирующее значение. По статистике ЦБ, выведенная за пределы страны денежная масса в валюте за три последних года стремительно увеличивалась:
на 1 января 2017 года она имела значение $ 53,88 млрд;
2018 —$ 73,56 млрд. (37%);
2019 —$ 83,88 млрд. (14%).
При сохранении данной тенденции, через несколько лет возможна ситуация равенства иностранной валютной массы и рублевой в границах РФ. Если взять за отсчет 2001 год,и попробовать подвести итог то ситуация развивается таким образом, что разговоры о дедолларизации могут быть названы либо ложью, либо полной профанацией профессионального подхода к статистике. Самый зависимый от долларов 2001 год содержал в объеме общей денежной массы 76,2% долларов, самый свободный 2008 — 12,8 %. За три последних года это значение составило 29,8%, 33,4% и 37,0%.
Получается, что в финансовой сфере применим политический лозунг, не важно кого выбирают, важно — как считают. Как доверять регулятору, играющему краплеными картами.

Лукавые советы регулятора

Центральный офис Банка России располагается на ул. Неглинка. Зачастую оттуда доносятся реплики о тенденции оттока денежных средств за пределы РФ. По мнению государственных мужей это не проблема, и не стоит по этому поводу волноваться. Объясняется это тем, что фактически валютная масса сосредотачивается в активах российских же граждан. Все это так, но доходы от транзакций и проводок, отчисления и эмиссионные сборы, все это оседает на счетах зарубежных эмитентов и государств. Получается, что ЦБ заинтересован в косвенном инвестировании зарубежных партнеров в ущерб собственной экономики и политики, а учитывая сложные экономические санкционные процессы, и в обороноспособности страны.
Может быть в недрах Неглинки окопались не просто непрофессионалы, а вредители собственной денежной единицы. Специалисты хорошо понимают, как многочисленное обращение во внутренних сегментах экономики иностранной валюты подрывает и расщепляет политические устои. Косвенно воздействуя на суверенитет и на дееспособность управляющего органа.
В статье 75.п.1 Конституции записано, что единицей денежного обращения в РФ является только рубль. «Введение и эмиссия других денег…не допускаются». Получается, специалисты с Неглинки противоречат не только народу, но и Конституции, являясь в своей денежной политике косвенной причиной возрастающего в стране обращения доллара, под успокоительный речитатив: «Не волнуйтесь…»

Траффики серой наличности

Весь предыдущий разговор основывался на официальных данных и статистике, связанной с источниками, зафиксированными банками. Но все знают, что оборот валютной наличности имеет много больше источников мимо легитимного поля. В разделе контрабанды валютных операций нет ни объективных данных, ни размеров государственного ущерба от незафиксированных, но существующих сделок, транзакций. Наверное, выгоднее просто не замечать этот оборот, для сохранения более менее приемлемой статистики.
За рубежом такой учет ведется. В Америке посчитали, более 60% напечатанных в стране долларов находятся за пределами государства. Самая большая номинация валюты США $100. Около 80% этих купюр участвуют в проводках и торговых операциях за пределами Америки. По выкладкам аналитиков, Россия аккумулировала до 20-25% наличных американских банкнот. Это треть ВВП страны.
Конечно, в данном предвзятом анализе есть доля преувеличения, строящаяся на старой метафоре образа России как «Империи зла», инвестирующей в терроризм и войну. Зарубежные аналитики отдают контрабандному пути возникновения денежной массы в РФ приоритетное направление. Не имея доказательной базы это невозможно опровергнуть или доказать, остается только строить догадки, о том — какую долю в России, на самом деле, занимает продукция американского печатного станка.
Картина с оседанием купюр евро имеет такие данные. За рубежом стран ЕС рассредоточено до 350 млрд евро, достоинством в 100, 200 и 500. В Швейцарии находится до 33%, в России, в районе 20%. С учетом нелегальных каналов, суммы рублевой и валютной наличности в стране приблизительно равны. Они уравнены в процессах платежей, аккумуляции начислений, в видах возможных банковских операций. Но самый худший прогноз может состоять в том, что рублевая масса уже меньше остальной.
При нынешней политике тотальной лжи, возможна ситуация перевода безналичного контента валютного ресурса в наличный. Это связано с низкими процентными ставками по депозитам и высокими рисками, когда по мановению сказочника ЦБ лицензия у банка может быть отозвана. А еще он может попасть в санкционный черный список от самого автора денежной единицы. В такой ситуации самыми надежными снова становятся заначки и личные сбережения, не связанные с государственным оборотом.

Политика и реальность

Собственность не любит вмешательства в свои дела, особенно проворовавшегося государства. Поэтому средства перекочевывают со счетов во вложения и сейфы. По официальным данным, ЦБ почти ежегодно закупает валютные запасы в наличном эквиваленте. С января 2015 года в стране эта доля увеличилась за три года на $ 29,8 млрд ( прирост за 3 года 448%). Когда в прессе забили тревогу, главный Банк просто прекратил информировать о текущих сделках и своих долларовых закромах Родины. Объединив счета с позицией «Депозиты», с 2018 года стал публиковать сводку по этой категории, слитую из двух показателей.
Так, Золушке для хлопот соединяли разные крупы, чтобы время не пропадало в безделии. Но шельмование от главного банка страны выглядит как минимум непрофессионально, как максимум непродуктивно. Стоит ли обижаться на понижение индексов инвестиционной привлекательности, когда игра идет с колодой, где каждая карта — джокер.
В ироничной и сокрушающейся интонации ситуацию прокомментировал российский аналитик М.Осадчий в статье «Подушка-невидимка: зачем Банку России 390 тонн наличной валюты». Рассчитав тенденцию прироста валютной наличности и вес одной 100 долларовой купюры ( 1 грамм), он предположил, что на счетах ЦБ сейчас уютно расположились $390 тонн.
Продолжая размышления других исследователей финансовых выкрутасов ЦБ, М.Осадчий предполагает, что такой огромный массив приобретен регулятором на черный день. А сам он замер в ожидании новых санкций, обрезания от системы SWIFT и непредсказуемого дрейфа национальной единицы. Но а в остальном, не волнуйтесь, или держитесь, как любят вместо реальных дел говорить политики.

financial-news24.ru