Великая депрессия в США. Воспоминания американцев

2:53, 11.05.2023

Великая депрессия затронула судьбы множества людей: молодых и старых, бедных и богатых. Эти истории о тех, кто выдержал, выжил и запомнил то время.

  1. Время безработицы и голода
  2. Пакет реформ Рузвельта «Новый курс».
  3. WPA (Works Progress Administration) — Инициатива президента, нацеленная на сокращение безработицы — мнения людей.
  4. «Беседы у камина» — регулярные радиотрансляции о планах по урегулированию кризиса.
  5. Смерть президента Рузвельта
  6. Фотографии времен великой депрессии

Время безработицы и голода

В начале 1930-х американцы по всей стране изнывали от экономических трудностей и хотели показать новоизбранному президенту Рузвельту свою реальную жизнь. Он предложил им надежду, которая к тому времени покинула большинство населения.

Экономические проблемы, начавшиеся с Великой депрессией, достигли апогея к весне 1933 года. 4 марта произошло беспрецедентное событие — закрылись все банки. Для некоторых из них это была временная мера, однако для остальных тот экономический кризис стал последним. Банковская система оказалась на грани коллапса, четверть трудоспособного населения лишилась работы, цены и объемы производства рухнули на треть с 1929 года.

В своей речи во время инаугурации Франклин Делано Рузвельт изучал напряженные лица людей из толпы, в тревоге собравшейся перед Капитолием, и с твердой решимостью заявил, что эта нация требует действий, и прямо сейчас.

Мой отец работал на бумагопрядильной фабрике. Мы часто переезжали. К тому моменту, как мне исполнилось 21, я переезжал более двадцати раз. У нас никогда не было большого дома, не было ковров и всего такого. У нас был линолеум на полу поверх деревянных досок, потому что в некоторых местах, где мы жили, сквозь щели в полу была видна земля.

Вспоминает Боб Арнольд, очевидец тех событий. —

У нас была бакалейная лавка и хлопкоочистительная машина. На юге США хлопок был главной культурой, но за него ничего нельзя было получить. Затем правительство заставило нас снизить производство хлопка

Вспоминает Эд Триппе, еще один свидетель тех лет

Во время Великой депрессии я видел людей, приезжающих из южного Кентукки и восточного Теннесси, чтобы найти работу. В каменных шахтах нечего было делать, и поэтому к нам приезжало много людей в слабом состоянии. Они также направлялись в Цинциннати. Там даже сформировались небольшие анклавы из людей, которые надеялись попасть в Детройт. Люди искали деньги, искали работу, чтобы содержать семью.

Рассказывает Джек Грей.

Пакет реформ Рузвельта «Новый курс».

Рузвельт сказал: «Никогда раньше у нас не было так мало, чтобы сделать так много». В первые 100 дней новой администрации президента пятнадцать законопроектов были отправлены из Белого дома на рассмотрение в Конгресс. Пятнадцать новых законов позволили правительству действовать: трудоустраивать безработных, развивать бассейн реки Теннесси, поддержать цены на сельхозтовары, сохранять право выкупа на заложенные дома, вводить страхование банковских вкладов и стабилизировать экономику. Франклин Делано Рузвельт назвал этот пакет реформ «Новым Курсом».

Во время Великой депрессии многие люди из Оклахомы и других штатов, затронутых бурями и засухами, мигрировали в долину Сан-Хоакин в поисках работы. Некоторым семьям улыбалась удача, и они находили работу на цементных заводах и женской тюрьме города Техачапи. Мои родители приобрели дом на окраине города, в нем не было газа и канализации. Я все еще помню, как прокладывали газопровод через долину, а также рабочего, который обматывал трубы в какой-то материал, напоминающий саран. Соседний от нас дом арендовали семьи из Оклахомы. Одна из них соорудила за домом маленький квадратный шалаш из кровельного материала для того, чтобы семьи мигрантов могли найти там временный приют перед тем, как продолжить поиски работы. Наш дом располагался вблизи железной дороги, и я помню, как в нашу заднюю дверь однажды постучали люди, попросив воды и хлеба. Моя мама предложила им сандвич с колбасой. В те времена этих людей называли не бездомными, а бродягами и налетчиками, которые грабили поезда».

Рассказывает Фред Мунгия

Люди запоминают цену вещам, но не помнят, чего они стоят. В этом состоит разница. Например, вы можете купить банку колы за пять центов, гамбургер за пять центов, но, окажись вы в беде, у вас не окажется этих пяти центов. Память затуманивает вещи вроде этой, и вы запоминаете только хорошее»

Рассказывает Боб Арнольд

«Когда мой муж был еще мальчиком, его привезли в округ Уокер в Алабаме. Это район горнорудных шахт. Ему платили десять центов за каждый спуск в шахту и поджог динамита, после чего он мотал оттуда, пока не происходил взрыв. Мужчины за такое не брались, потому что не умели быстро бегать. Вот они и нанимали его, ведь он мог смыться оттуда в мгновение ока. Когда его отец узнал об этом, то был готов выбить из него дух».

Рассказывает Пегги Сайдс.

WPA (Works Progress Administration) — Инициатива президента, нацеленная на сокращение безработицы — мнения людей.

Первичной задачей президента было облегчить жизни миллионов американцев, которые внезапно оказались без работы, еды и жилья. И без надежды. Он полагал, что помощь угнетенным должна прийти от традиционных частных и государственных источников. Он верил, что федеральное правительство обязано взять на себя обязательство по обеспечению благополучия граждан США. Среди его многочисленных инициатив главной было создание Works Progress Administration. Она начала работу весной 1935 года и в последующем поддержала усилия по облегчению положения в стране. Основной целью WPA было сократить безработицу и обеспечить помощь приведенному в уныние рабочему классу.

Моя мама получила работу через WPA — одно из государственных учреждений, созданных в период Нового Курса. Мама работала в публичной библиотеке, и мне кажется, ей по-настоящему нравилось там. Она много рассказывала об этом месте, и это единственная работа, которая была в ее жизни. Позднее, после того как она вышла замуж, она стала домохозяйкой.

Рассказывает Мэри Эвелин Томлин

Одно из преимуществ работы WPA было то, что она предоставляла ткань. Моя мама неоднократно рассказывала мне историю о том, как они получили материал. Ткань была одного цвета и одного дизайна. Каждый знал, что если у кого-то есть такая материя, то он работает на WPA и получает часть заработка этой тканью. Мама была в восторге, потому что это означало, что у нее будет второе платье. Сегодня мы считаем это удивительным, но тогда моя мама была в восторге от того, что сможет надеть новое платье в школу. Но когда она встречала других девочек, у которых было чуть больше денег, те подсмеивались над тем, что ее снабжала одеждой WPA. Но мама говорила: «Мне было все равно. Главное, что я была в новом платье.

Рассказывает Бренда Райт

Моя бабушка проработала швеей всю жизнь, пока была замужем. Она посылала тетю собирать остатки материи на текстильную фабрику. Поэтому одеться для нее не было большой проблемой. Ей не было смысла покупать одежду, потому что она всегда сама могла сделать что-то из ничего. Но у них никогда не было обуви, бабушка не умела ее изготавливать.

Одна моя тетя в возрасте 85 лет рассказывала мне так много историй, но говорила, что она никогда не считала Великую депрессию чем-то особенно страшным для них. В их семье было девять детей, поэтому жизнь для них в любые времена была испытанием. Так что она не замечала больших трудностей на себе, ведь все челны семьи тяжело работали.

Мама рассказывала мне одну историю, как к ним на ферму раз в неделю приезжал грузовик с продуктами, и они должны были тяжело трудиться всю неделю, чтобы каждый ребенок мог заработать куриное яйцо. Каждый из них получал по одному яйцу, и когда приезжал грузовик, дети меняли их на сладости. Моя мама вспоминает те дни и удивляется, насколько вкусными были эти конфеты. Но удивляться тут нечему, ведь она ела только одну конфету в неделю.

Для меня и брата самым любимым занятием летом было собирать ежевику. Ягод было много, за них не нужно было платить. Но они росли глубоко в лесу, мы приходили домой и помогали делать ежевичный пирог. Мы его очень любили, а мама говорила, что мы готовим его по рецепту бабушки. Пирог очень просто приготовить, и это недорого стоит, ведь главный компонент – ягоды, а они бесплатные. Нужно лишь немного сахара, глазури, муки и свиного жира. Она рассказывала мне, что были времена в период Великой депрессии, когда ежевичный пирог был единственным блюдом на столе».

Рассказывает Сюзанна Мунгия

Мы выросли в районе Сансет в Сан-Франциско. Мой отец работал в офисе точно так же, как многие успешные люди в благополучных 1920-х. У него все было в порядке, а потом наступила Великая депрессия. Отец потерял работу в 1930-ом. Его сбережения истощились, и нам пришлось жить на благотворительную помощь. Слово «благополучие» уже было не в моде.

Вспоминает Эдвард Максвини

Мой дедушка много рассказывал о Великой депрессии и часто говорил, что в то время с деньгами было очень тяжело. Я помню одну из историй, которая связана с его старшим сыном. Он говорил, что если ты добросовестно работаешь на ферме, то никогда не будешь иметь проблем с едой. Ему не приходилось стоять в очередях за супом для бездомных или что-то в этом духе, потому что он мог все выращивать для себя. Кроме того, у него было много коров, кур и свиней. В общем, он не голодал.

Но раздобыть остальные вещи, допустим, одежду, было тяжело. В его семье не было достаточно денег для этого, а его сын ходил босиком. Он хотел отправить его в школу, но для этого была нужна обувь. Он раздобыл пять центов и купил на них обувь для сына. Моя бабушка злилась на президента Гувера. Она считала, что именно в то время работа, которую ей приходилось выполнять, была не намного лучше работы, которую делали ее бабушка и дедушка. А они были рабами. Она утверждала, что ничего не изменилось».

Рассказывает Стэнли Блэкберн:

Моя бабушка по маминой линии родилась в штате Мэн. Летом 1929-го, когда ей было девять лет, родители решили перебраться в Мичиган, потому что там нашли работу другие семьи. У них был достаточный запас денег в банке на тот момент, когда фондовый рынок обрушился в октябре 1929 года. Банки закрылись, и они потеряли доступ к своим деньгам. Через некоторое время они оба остались без работы. Они терпели лишения пару лет в Мичигане, где жили вблизи федеральной тюрьмы. Мой двоюродный дедушка рассказывал о том, что люди хотели попасть в тюрьму, потому что там кормили свежими овощами, выращенными заключенными.

После двух лет в Мичигане бабушка с дедушкой получили письмо от родственников из штата Мэн, в котором сообщалось, что они могут подыскать работу для моих родных на лесозаготовке. Родственники, написавшие это письмо, обратились за помощью к официальным лицам правительства от лица моего двоюродного деда. Власти согласились выделить ему $25 и автомобиль Ford T, чтобы на нем отправиться обратно в Мэн.

Путешествие состояло сплошь из неудач. У машины не было топливного насоса, как у современных авто. Топливо поступало в двигатель под собственной тяжестью. Поэтому на крутые склоны машина могла забраться только задним ходом. Порой автомобиль ехал настолько медленно, что проще было выйти и идти рядом.

В конечном итоге они добрались до лесов штата Мэн, где мой двоюродный дед некоторое время работал на лесоповале вблизи города Андовер. Я знаю, что в это время усердно работавшие дровосеки зарабатывали примерно один доллар в день. Их инструментом были ручные пилы и топоры, а лошади вытаскивали поваленные деревья из леса. В удачный день они рубили 4-6 связок.

Рассказывает Гай Холл

«Беседы у камина» — регулярные радиотрансляции о планах по урегулированию кризиса.

1930-е были десятилетием масштабного развития технологий. К 1939 году в домах 80% американцев были радиоприемники. Первоначально они использовались для развлечений, но затем радиотрансляции стали инструментом информирования населения о развивающемся экономическом кризисе, в том числе в Европе. Рузвельт придерживался взятой политики и держал народ США в курсе своих планов путем регулярных радиотрансляций, которые затем назвали «Беседами у камина».

Его выступления по радио посвящались нескольким важным темам. Он изъяснялся простым и понятным языком так, что люди признавали в нем равного собеседника. Когда уравновешенный и уверенный Рузвельт обращался к аудитории словами «мои друзья», большинство американцев верили, что так оно и было.

У моего дедушки был небольшой провинциальный магазин, в нем продавались продукты и некоторые сопутствующие товары. Бизнес шел хорошо, но только до тех пор, пока не наступила Депрессия. Он расширил кредитную линию многим людям, а так как они лишились работы, то не смогли заплатить по долгам. Они не могли с ним рассчитаться, а он не смог обеспечить работу магазина и потерял свой бизнес. Семья долгое время испытывала трудности из-за отсутствия работы. Дедушка никак не мог отыскать себе работу, особенно в этой части страны.

Рассказывает Анна Лин

Мой дед был бакалейщиком. Из домовой книги я узнала, что они постоянно переезжали в поисках места, где дела шли лучше, где они могли бы поправить финансовое положение. Но после 25 лет в бизнесе он внезапно бросил его. Его разорение было связано с чувством сострадания по отношению к бедным людям. Он выдавал им кредиты, которые те не могли вернуть.

Рассказывает Сьюзен Трэвис

Моя мама родилась в 1918 году, отец в 1920-ом. Оба они умерли в середине девяностых. В них мне больше всего запомнилось то, что они были прекрасными родителями, замечательными кормильцами и отличными учителями всех детей семьи Максвини.

Когда я был ребенком, то не слышал, чтобы они говорили о трудностях 1930-х. Обычно беседовали о надежде и оптимизме Рузвельта. Снова и снова рассказывали нам истории о старых радиоприемниках, Джеке Армстронге, Джеке Бенни, шоу «Амос и Энди». Говорили обо всех известных спортивных командах, о бейсболе. Мечтали о том, как пойдут в кино, купив билет за пять центов, на братьев Маркс, на Бетти Дейвис, на фильм Уолта Диснея и так далее. Классно быть ребенком, и я думаю, что так же, как и их родители, они уберегали нас от ужасов Великой депрессии». Моя мама родилась в 1918 году, отец в 1920-ом. Оба они умерли в середине девяностых. В них мне больше всего запомнилось то, что они были прекрасными родителями, замечательными кормильцами и отличными учителями всех детей семьи Максвини.

Рассказывает Джим Максвини

Мы были в курсе масштаба происходящего, но плыли с нашими друзьями в одной лодке. Поэтому мало что знали о расслоении в обществе. Мы видели людей, владеющих большими домами и дорогими автомобилями, но никогда не общались с ними. Мы просто знали, что у них есть намного больше, чем у нас. Однако мы даже не думали о том, чтобы разбогатеть, потому что знали, что это невозможно.

Делится воспоминаниями Боб Арнольд

В 1935 году я встретилась с президентом Рузвельтом за званым обедом. Я мало что запомнила из блюд на столе, но в памяти осталась его фигура в дверях. Он пожимал руки всем пациентам, которые пришли на обед в тот день. И он спросил мое имя: «Малышка, как тебя зовут?» — «Сюзанна». — «Мне нравится это имя, но я бы хотел называть тебя Сьюзи. Хорошо?» Я ответила: «Угу». Угадайте, как мы стали называть президента? Дети постарше называли его «Доктор Рузвельт.

Рассказывает Сюзанна Пайк

Смерть президента Рузвельта

12 апреля 1945-го появилась срочная новость: «Президент Рузвельт скончался сегодня в полдень. Он умер в Уорм Спрингс (Джорджия) в своем маленьком сосновом коттедже на вершине Сосновой Горы. Этот коттедж он нежно называл «Маленький Белый дом». Говорят, что, без сомнения, причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Мир скорбит о кончине президента, которая наступила внезапно в 16:35 по восточному времени. Президент не испытывал предсмертных мук. В 17:45 по восточному времени в Вашингтоне бывший пресс-секретарь Стив Харли сообщил миру шокирующее известие».

Рузвельт болел после возвращения из Ялты. Он считал, что если сможет добраться до Уорм Спрингс, то силы вернутся к нему. Он плохо выглядел. Ему было 63 года. Казалось, что он устал, но он всегда улыбался».

12 апреля 45 года, когда поступила новость о смерти президента Рузвельта, все американцы почувствовали боль этой утраты. Миллионы скорбели над смертью человека, которого ни разу не встречали в жизни. Президент Рузвельт умер с глубокой уверенностью в достижении победы, но не смог полностью осознать успех всех своих начинаний.

В федеральных программах не было дискриминации. Чернокожий мог получить работу в WPA точно так же, как и человек с белым цветом кожи. Афроамериканцы любили Рузвельта, им нравились федеральные программы, потому что они понимали, что чернокожие действительно выиграют от них.

Рассказывает Генри Смит

«Моя мать приехала в Америку только в 1914 году, но она полагала, что Рузвельт был величайшим из современников. Поэтому она тяжело восприняла известие о смерти — точно так же, как и большинство соседей в рабочем городе. Он стал спасителем, потому что положение в стране было невероятно тяжелым. Было очень сложное время. Оно запечатлено в памяти множества людей, и мне кажется, иногда они не хотят вспоминать о нем».

Вспоминает Джек Грей

Фотографии времен великой депрессии

В течение тридцатых и начале сороковых Управление по защите фермерства (федеральное агентство, созданное для улучшения положения фермеров) наняло выдающихся фотографов, включая Доротею Ланж и Гордона Паркса, чтобы запечатлеть жизнь и страдания американцев, терпящих лишения Великой депрессии. Фотографы сделали выдающиеся снимки периода тех тяжелых лет. Многие фотографии стали символами американской культуры.

Люди, родившиеся после 1930-х, узнают о Великой депрессии по этим фотографиям. А также устным рассказам. Они вдохновляют семейных историков на изучение прошлого образа жизни их семей в один из самых тяжелых периодов американской истории.