Владимир Постанюк прокомментировал закон о защите от телефонного и интернет – мошенничества
Государственная дума Российской Федерации во втором чтении приняла законопроект о защите граждан страны от телефонного и кибермошенничества. Перед принятием законопроекта во втором чтении в его текст были внесены дополнительные поправки.
Потребность в принятии данного законопроекта возникла давно. В последние годы телефонное и кибермошенничество приобрело особенно внушительные масштабы и широкое распространение в нашей стране. Становящиеся жертвами мошенников граждане не только переводят им деньги, часто все свои сбережения, но еще и берут дополнительные кредиты, занимают в долг у родственников и знакомых. Ущерб, наносимый мошенниками гражданам, исчисляется в сотни миллионов рублей.

В связи с необходимостью защиты граждан от действий мошенников и был принят соответствующий законопроект. Одна из наиболее интересных мер, содержащихся в тексте законопроекта – появление доверенного лица, которое может назначить гражданин для связи с банком. Если гражданин назначает такое лицо из числа своих родственников, друзей, социальных работников, то банковская организация перед снятием крупной суммы денег или оформлением кредита будет обязана известить уполномоченное лицо и получить его согласие на операцию.
Таким образом, если условный пенсионер захочет снять свои сбережения, к примеру, в размере 2 миллионов рублей, то банк обязан связаться с его уполномоченным лицом и получить его согласие на операцию. Такой механизм значительно обезопасит граждан от действий мошенников. Даже если мошенники начнут вымогать у гражданина деньги, банк без информирования уполномоченного лица и получения его согласия деньги снимать и выдавать гражданину не будет.
Важным нововведением является и запрет на выдачу наличных средств в размере более 100 тысяч рублей в месяц в том случае, если ранее фиксировались попытки снятия или снятия денежных средств с карты или счета гражданина без его добровольного согласия. Такая мера тоже препятствует несанкционированному списанию денежных средств, в том числе по инициативе мошенников.
Кроме того, законопроект на нормативно-правовом уровне закрепляет обязанность банков по обмену информацией с органами государственной власти. Предусматривается и обязательная маркировка звонков с указанием организации, от которой осуществляется звонок. Такая мера позволит исключить мошенникам возможность звонить с личных номеров, выдавая себя при этом за сотрудников банков.
Однако немаловажной задачей на фоне готовящегося утверждения нового закона является донесение его содержания до граждан. Большая часть граждан, по крайней мере первое время, не будет осведомлена о своих новых возможностях. Поэтому банковским организациям предстоит самостоятельно разъяснять клиентам их права, например – на назначение уполномоченного лица. Сделать это сотрудники банков смогут при коммуникации с клиентами, например – при открытии банковских карт или счетов, обмене валюты, оплате коммунальных услуг, получении денежных средств в кассе банков и так далее. Сейчас основной задачей является обеспечение безопасности граждан от кибермошенников и телефонных мошенников. Но решить эту задачу одним лишь органам государственной власти не по силам – требуется консолидация и участие банков, микрофинансовых организаций, общественности, социальных служб, правоохранительных органов. Только в этом случае можно будет значительно минимизировать распространение телефонного и интернет-мошенничества в нашей стране.