15 важнейших экономических законов, которые полезно знать каждому, особенно — предпринимателям
Как и во всех сферах человеческого познания, в экономике существуют свои законы. И хотя, некоторые из них, скорее, можно назвать закономерностями или правилами, тем не менее, глубокое их понимание, позволяет решать сложные задачи, решение которых, было бы крайне затруднительно для не осведомленного человека. Эти законы не такие точные, как, например, в математике или физике, однако, они могут объяснить любое человеческое поведение, а значит, они крайне важны для понимания принципов взаимоотношений людей в условиях рынка. Порой, понимание этих законов помогает решать, казалось бы, неразрешимые задачи. Эти законы очень важны не только для предпринимателей, но и для всех людей желающих добиться финансовой независимости при помощи эффективного управления своими доходами. Давайте рассмотрим 15 наиболее важных экономических законов:
1.Закон конкуренции — один из важнейших экономических законов, показывает наличие устойчивой тенденции к борьбе между экономическими субъектами за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг с целью получения наибольшей прибыли.
В соответствии с этим законом, в мире должен происходить объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, одновременно со снижением их удельной цены (цены, деленной на полезный эффект объекта). Или, другими словами, объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции. Однако, так происходит далеко не всегда, по причине злоупотреблений, нарушений и недобросовестной конкуренции. Поэтому, закон о конкуренции эффективно может работать только при действии качественного законодательства регулирующего сферу производства и продажу товаров и услуг.
2. Закон спроса и предложения — так же относится к числу наиболее важных экономических законов: цена товара или услуги находится в прямой зависимости от имеющегося предложения относительно спроса на момент приобретения.
- Этот закон определяет все цены, прибыли, заработные платы, рост, падение, издержки, потери, а также экономический успех или убыточность любого бизнеса.
- Успешные предприниматели постоянно работают над повышением спроса на то, что они продают, для того, чтобы повысить потенциал назначаемой цены.
- Предприниматели постоянно пытаются сделать свою продукцию или услуги конкурентноспособнее — лучше, дешевле, быстрее или удобнее.
3. Закон дефицита — один из самых практичных экономических законов: дефицитные товары, (в том числе товары по низким ценам или с большими искусственными скидками) имеют повышенный спрос и ценность, поскольку психология человека устроена так, что мы никогда не хотим упускать очевидную, казалось бы, выгоду, а если упустим, то будем жалеть об этом.
4. Закон замены: некоторые товары и услуги могут быть заменены друг на друга при изменении их соотношения спроса и предложения.
- Если, к примеру, свинина становится слишком дорогой, люди начинают больше покупать курятину.
- Если цены на бензин становятся слишком высокими, люди начинают меньше покупать автомобили и больше ездить на общественном транспорте.
- Когда стоимость оплаты труда становится слишком высокой, предприятия переносят в другие страны с более низкими зарплатами или начинают расширять автоматизацию (заменяют людей роботами).
У потребителя на рынке всегда имеются три варианта дальнейших действий:
- Купить предлагаемый продукт или услугу у вас.
- Купить подобное у ваших конкурентов.
- Вообще отказаться от покупки.
5. Закон связанности: разные товары и услуги связаны друг с другом, положительно или отрицательно, и прямо или косвенно влияют на цену друг друга.
- Если растет цена на какой-либо товар, это с большой долей вероятности вызывает рост цены связанного с ним товара или услуги (например, с ростом цены на продукты также возрастают цены в ресторанах).
- Если цена на какой-либо вид товара растет, это может вызвать понижение спроса на что-то связанное, (например: с ростом цен в ресторане уменьшается количество людей, посещающих данный ресторан).
- Связанность цены может влиять на издержки других продуктов, (например: люди начинают меньше перестают ходить в ресторан, поэтому ресторан покупает меньше продуктов у других поставщиков).
6. Закон возрастания дополнительных затрат: характеризует структуру богатства (например государства), и эффективность его накопления, а именно, соотношение между накоплением и потреблением. К накоплениям относят приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению — совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления людьми. В целом, уровень богатства государства определяется уровнем ее комплексного развития и природно-климатическими условиями. При неполном и неэффективном использовании ресурсов возрастают дополнительные затраты, при том же уровне потребления уменьшаются: доля накопления, доля ВВП на душу населения. Эффективность использования ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах, а ВВП на душу населения — в 4-6 раз меньше.
7. Закон убывающей доходности: доходы от определенной хозяйственно — экономической деятельности уменьшаются с течением времени.
Доходы, как правило, уменьшаются из-за повышения конкуренции в сфере вашей деятельности (если постоянно не развиваться, не использовать новые маркетинговые технологии, не улучшать свои товары или услуги.
Вы, зачастую, можете получить высокие прибыли за первые, продаваемые вами продукты или услуги, но, доходы будут уменьшаться с течением времени, в связи с устареванием или снижением актуальности продукта или услуги. В связи с этим, необходимо периодически предлагать рынку что-то новое или улучшенное.
Вместе с тем, издержки и затраты на производство вашей продукции со временем могут возрасти, поэтому, и здесь тоже необходима оптимизация с течением времени.
8. Закон возрастающей доходности: Возрастающая доходность, появляется каждый раз, когда у продуктов есть следующие атрибуты (разберем на примере высокотехнологичных продуктов ОС, Специализированный софт и пр.):
Привязка потребителей. Высокотехнологичные продукты трудны в использовании и обычно имеют несколько поколений производных продуктов. Пользователям приходится тратить время и порой деньги на обучение. Такое обучение «привязывает» (или «приковывает») потребителей к продукту.
Сетевой эффект. Многие высокотехнологичные продукты должны быть совместимы с сетью пользователей. Значит, популярный продукт или система имеют все шансы стать стандартом.
Высокие затраты, особенно на этапах исследований и разработок, а не производства, дают конкурентное преимущество в будущем и обеспечивают лидерство на многие годы.
9. Закон побочных последствий: каждое действие имеет прямые и побочные последствия.
- В результате любого вашего действия происходит еще что-нибудь.
- Если вам не удалось что-либо сделать, все равно имеется какое-либо последствие.
- Точная оценка побочных последствий является признаком аналитического мышления.
10. Закон непреднамеренных последствий: окончательные результаты многих действий оказываются гораздо хуже, чем, если бы ничего не было сделано.
- Иногда деятельность, предпринимаемая с целью получения прибыли, в реальности оборачивается убытками.
- Непреднамеренные последствия всегда возникают, когда успех деятельности зависит от кого-либо, нарушающего принцип целесообразности.
11. Закон выбора: любая человеческая деятельность влечет за собой выбор из нескольких альтернатив, который всегда основывается на доминирующих ценностях конкретного человека в данный момент.
- Ваши истинные ценности всегда выражаются в ваших действиях.
- Вы всегда выбираете то, что более всего цените.
- Каждое действие, которое вы предпринимаете или не предпринимаете, подразумевает выбор в проявлении ваших ценностей и убеждений.
12. Закон исключаемой альтернативы: что бы вы ни выбирали, вы, одновременно, исключаете все другие альтернативы на данный момент.
- Любой сделанный выбор подразумевает отклонение всех других выборов по крайней мере в данный момент времени.
- Любой сделанный вами выбор, говорит вам и другим людям о том, что для вас действительно ценно.
13. Закон индивидуальной ценности: стоимость любой вещи субъективна. Она определяется наличием людей, готовых за нее платить установленную цену.
- Все установленные цены, представляют собой значения, основанные на информации о том, сколько люди готовы платить за потребление того или иного товара.
- Все распродажи товаров и услуг со скидками и по сниженным ценам являются осознанием продавцами того факта, что первоначально запрашиваемая цена слишком высока, чтобы достаточно быстро продать товар.
- Цену товара или услуги может определять только человек, которому предлагают их купить. Поскольку, у него есть выбор — покупать или нет.
14. Закон максимизации: каждый человек старается получить максимум из любой финансово-экономической деятельности.
Согласно принципу целесообразности «человеку присущи жадность, лень, нетерпеливость, амбициозность, эгоизм, невежественность и тщеславие. Люди постоянно стремятся к выживанию, безопасности, комфорту, удовольствию, любви, уважению и самореализации».
В соответствии с данным принципом «многие люди неизменно ищут самый короткий и легкий путь к получению вещей, которые они хотят прямо сейчас, не заботясь о побочных последствиях».
15. Закон экономии времени, является главным законом эффективности общественного производства и подразумевает, что инновационная деятельность должна обеспечивать неуклонный рост эффективности производства товаров и услуг, то есть, снижение затрат на единицу продукции в будущем относительно прошлого времени.
Вся хозяйственно-экономическая деятельность строится на использовании этих экономических законов. Все экономические результаты могут быть описаны данными законами.
Наиболее успешным предпринимателем является тот, кто глубоко понимает данные законы и организует свои бизнес-процессы так, чтобы они не противоречили этим принципам, а наоборот, максимально им соответствовали.
Наиболее экономически эффективной страной является страна, которая создает такие условия, в которых эти законы приводят к растущему процветанию и увеличивают возможности для как можно большего числа предпринимателей.